Курсовые Гималаи. Как посевная заставила гривню укрепиться, и что ее ждет дальше
Этот "курсовой Эверест" стал следствием несогласованной политики Минфина и НБУ в части выплаты возмещения НДС экспортёрам, когда на счета крупных предприятий поступали миллиардные суммы, а также результатом национализации Приватбанка, когда пришлось вливать те же десятки миллиардов, но уже в качестве рефинансирования. Не секрет, что вся эта "свежеиспеченная" гривня транзитом оказалась на валютном рынке. Население провело свой рождественский "плебисцит" относительно доверия политики Нацбанка и как обычно проголосовало долларом в кабинках для голосования - обменниках...
Но так же, как весна спасает киевских коммунальщиков, "убирая" снег вместо них, причём абсолютно бесплатно, так же и весенние полевые работы внезапно пришли на помощь гривне. Следует понимать, что украинская экономика в последнее время приняла ярко выраженную латиноамериканскую модель: заробитчане + "сырье". Время, когда наша промышленность выпрямляла курсовые тренды (даже в условиях финансового кризиса 2008 г,), безнадежно кануло в Лету. На данный момент поступления трудовых трансфертов из-за рубежа и валютная выручка от экспорта продукции сельского хозяйства и горно-металлургического комплекса - это наше "все".
Кроме того, валютный контроль в Украине если и работает, то преимущественно в плане ограничения суммы покупки валюты рядового украинца. Еще недавно бабушке, чтобы купить внуку модный гаджет, пришлось бы изрядно побегать, учитывая количество продаваемой валюты "в одни руки". Или смириться и пойти в "серый" обменный пункт, как это и сделали 99% покупателей валюты.
Зато крупные экспортёры научились не только отставлять часть экспортной маржи на счетах "низконалоговых юрисдикций", но и придерживать валютную выручку за рубежом. Благо НБУ учёл "пожелания бизнеса" и с целью повышения "инвестиционной привлекательности" страны, увеличил срок возврата экспортной выручки с 90 до 120 дней. Теперь у любого экспортёра есть прекрасная возможность держать валюту "за кордоном" четыре месяца и продавать подороже. Так случилось и в марте-апреле сего года. Курс доллара по отношению к гривне почти на пике, дороже не будет, а посевную проводить надобно...
И пошла валюта плотным потоком на украинский межбанковский рынок. Каждый экспортёр спешил на эту "последнюю в сезоне гастроль", пытаясь продать подороже. Вопрос укрепления гривни в таких условиях был делом времени, точнее, дней.
Как видим, курсовой график "построен" максимально удобно для продавцов валюты. Естественно, такие "именины сердца" должны были качнуть курсовые качели в другую сторону. И качнули. Вот только, когда речь заходит о девальвации гривни, представители НБУ с "каменным лицом" вещают о рыночном, плавающем курсе, не уточняя, правда, где он плавает...
Зато, когда наступают счастливые мгновения ревальвации, НБУ вдруг вспоминает, что "плавать" гривне желательно только в одном направлении и с помощью механизмов валютных аукционов, скупая излишки доллара на рынке, начинает резко тормозить укрепление национальной валюты, останавливая ее на каком-либо психологическом рубеже, например 26...
Конечно, для населения,которое получает зарплату в гривне, а также для покупателей самого разнообразного технологического импорта и энергоносителей, курс гривни желательно укрепить по максимуму.
Но для десятка крупнейших ФПГ, экспортирующих сырье, а также для внешнего кредитора - МВФ, который выставляет "маяки" по уровню резервов НБУ, более предпочтительно удерживать курс гривни на искусственно низких значениях.
В таком случае экспортная выручка в гривневом эквиваленте будет "сытнее", возмещение НДС из государственного бюджета - обильнее, а чистые ЗВР НБУ прибавят миллиард-другой, которые скоро понадобятся для возврата долгов, к примеру, тому же МВФ.
В этой реальности население и бизнес являются, по сути, статистами, "участниками последнего парада". Их удел плестись в бурлящем кильватере 5-10 крупных компаний страны, хитро всматриваясь в их действия: продают валюту или покупают. И в зависимости от этого, разрабатывать свою личную стратегию на "микроуровне".
За апрель НБУ пополнил свои резервы на $400 млн за счёт выкупа валюты на межбанковском рынке. Общий объём резервов Нацбанка превысил $16 млрд. Естественно, всех волнует вопрос - сколь долго продлится благоприятный период для гривни, тем более что лёгкое "подрагивание" курса свидетельствует о том, что ситуация неоднозначная. Котировки нефти на мировых рынках снизились ниже $50/баррель, что уже привело к девальвации рубля почти на 70 коп. Не стоит забывать, что РФ один из наших конкурентов на рынке металла и зерна, а следовательно, для восстановления конкурентоспособности украинского сырья на внешних рынках придётся и нам снижать курс национальной валюты, хотя и незначительно. А тут ещё и неоднозначные результаты блокады товарных потоков на юго-востоке страны могут внести свою лепту. НБУ уже оценил кумулятивные потери нашей экономики в -1,3% ВВП в этом году.
Начиная с февраля, наши металлургические комбинаты начали снижение выпуска стали, причём падение доходило до 15% в месяц. Кроме того, доля нашей тепловой генерации составляет 39% от общего энергетического баланса страны, причём 1/3 её работает на антраците. А прекращение поставок коксующихся углей может привести к обрыву технологических цепочек в ГМК, на которых зиждется ценовое конкурентное преимущество украинского металла на внешних рынках. Обрыв цепочки уголь-кокс-металл чреват потерей части экспортной выручки металлургов, а именно они подставляли летом своё плечо гривне, замещая на валютном рынке сокращение аграрного экспорта.
НБУ оценил суммарное негативное влияние блокады на дефицит платёжного баланса страны в 2017 г. в размере $1,8 млрд.
Как видим на графике, частично будет потерян экспорт металла, придётся закупать коксующиеся угли и кокс, а также энергетический уголь. Зато не будет потреблена часть добытой железной руды, которую можно будет экспортировать. Слабое утешение. Потеря $1,8 млрд экспортной выручки (при прочих равных условиях) может прибавить к курсу национальной валюты 1-2 лишних гривни девальвации. Ожидаемый эффект проявит себя, скорее всего, уже осенью. Но, к сожалении, условия не будут равными: умеренно благоприятный сырьевой цикл мировой экономики постепенно подходит к своему завершению. ФРС повысило базовые процентные ставки и в своих релизах между строк "намекнуло", что сделает это ещё, причём до конца года. Да, монетарная политика США стартовала не так резво, как ожидалось, но в целом мир входит в цикл дорогого доллара и дешёвого сырья. Со всеми "вытекающими" для сырьевых развивающихся стран. В связи с этим базовый прогноз по курсу гривни по отношению к доллару на отметке 30 на осень-2017/зиму-2018 - воспринимается как жизнеутверждающий оптимизм.
Конечно, можно надеяться, что уже к осени правительство представит свой "план Маршалла" и начнёт структурные реформы в экономике. Но это перспектива для "последних романтиков этого века". Циники и скептики уже давно пришли к выводу, что если девальвация гривни неизбежна, следует расслабиться и получить удовольствие от продажи валютной "заначки" по новому, "космическому" курсу. Благо внутренние цены реагируют на подобное с опозданием. А реалисты дальше месяца-двух в будущее не заглядывают. А там вроде как всё спокойно...