Курс на 40. Почему падает гривня и что будет дальше
В последние дни курс гривни в обменниках резко просел. Что произошло и будет ли обвал нацвалюты?
Относительная стабильность на валютном рынке Украины длилась недолго. После того как в начале лета Национальный банк Украины (НБУ), несмотря на экономические риски такой политики, решил бороться с инфляцией и девальвацией 2,5-кратным повышением учетной ставки, гривня в обменниках действительно немного укрепилась. Но уже на этой неделе доллар подскочил примерно на 1,5 грн, а евро — на 1 грн: по состоянию на 14 июня американскую валюту продают в среднем по 37,4 грн (покупают — по 36,32 грн), а европейскую — по 37 ,58 грн (покупают — по 36,34 грн). Какие причины такого скачка и что будет дальше?
Три курса
Чтобы дать ответ на поставленный вопрос, недостаточно перечислить и взвесить все факторы, в принципе влияющие на курс валют. Потому что во время войны в Украине образовалось три курса гривни (не считая черного рынка), на которые по-разному повлияли системные факторы и решения власти. А именно:
- Официальный — 29,25 грн/$. По нему (+/-1%) на межбанковском рынке импортеры могут купить безналичную валюту. Поскольку поступлений от экспортеров не хватает — НБУ вынужден продавать валюту из своих международных резервов, за июнь сократившихся на 9% — до $22,76 млрд.
- Карточный, по которому коммерческие банки конвертируют валюту при расчетах гривневыми картами. До последних дней он был и кое-где остается заниженным (32-33 грн/$), из-за чего возник "карточный туризм": выехать за границу, снять валюту по выгодному курсу, вернуться и продать ее в Украине подороже.
- Наличный — на табло обменников.
Выше мы привели именно прайсы наличного рынка и дальше сфокусируемся на его перспективах.
Ожидаемое открытие
Как отмечалось, на межбанковском валютном рынке курс гривни зафиксирован на завышенном уровне, и по сути он обслуживает импортеров и экспортеров. Точнее, это делается, чтобы сдерживать цены на зарубежные товары, прежде всего горючее. В такой ситуации экспортеры не слишком торопятся продавать валюту, а НБУ приходится выходить на рынок с интервенциями из своих международных резервов. Так не может длиться слишком долго. И последние действия власти (повышение учетной ставки до 25%, восстановление налогов на импорт) свидетельствуют о желании полноценно открыть межбанковский валютный рынок — когда банки могут покупать и продавать валюту по гибкому курсу (сами и в интересах клиентов).
"На ожиданиях полноценного открытия межбанка сейчас и поплыл наличный курс", — считает финансовый аналитик Алексей Кущ.
Он пояснил, что именно на межбанке курс гривни может расшатываться больше и быстрее, чем на наличном рынке.
"Наличный рынок очень косвенно связан с банковской ликвидностью и с процедурой рефинансирования, эмиссионным механизмом НБУ. А когда полностью открывается межбанк, то вся ликвидность, которая есть у банков, будет играть на курсовых качелях. И более того, рефинансирование НБУ, то есть эмиссионные средства, будет попадать на межбанк и опять же расшатывать гривню", — пояснил эксперт, добавив, что рынок в таком случае станет гораздо острее реагировать на новости, а даже несколько крупных банков смогут сильно влиять на курс.
В этом контексте следует рассмотреть традиционный фактор влияния на рынок — экспортные и импортные операции: если больше валюты заходит в страну, то курс гривни укрепляется, если больше приходится покупать за границей — снижается. Уникальность сегодняшней ситуации в том, что эти валютообменные операции, можно сказать, отделены в полузакрытой системе межбанковских торгов, когда неудовлетворенные запросы импортеров на валюту покрываются за счет резервов НБУ по заниженному курсу. При полноценном открытии межбанка и переходе на гибкое курсообразование превышение импорта над экспортом станет полноценным фактором девальвации гривни во всех сегментах валютного рынка. Правда, этот эффект будет смягчен тем, что экспортеры начнут охотнее продавать валютную выручку по более высокому курсу.
Добавим, что на днях НБУ разрешил покупать валюту практически под любой импорт, а не только под перечень критических товаров, как было с начала войны, а это еще один из аргументов власти по полноценному открытию межбанка ради сохранения золотовалютных резервов. И если НБУ начнет больше экономить резервы, но продолжит эмиссию гривни в поддержку госбюджета (которая за июнь составила 105 млрд грн), то это станет еще одним фактором обесценивания нацвалюты.
Карточки, инфляция и супердоллар
Еще один фактор, на который обращают внимание эксперты, — приближение безналичного курса гривни к наличному. К примеру, с 6 июля Приватбанк установил рыночный курс валютообмена для безналичных операций, прежде всего курсов конвертации по карточкам (на 14 июля это 36,5 грн/$ и 36,63 грн/евро). В целом, по данным сайта "Минфин", среднекарточный курс продажи валюты украинскими банками еще 5 июля составил 32,7 грн/$, а уже на этой неделе уверенно превысил 34 грн/$ и продолжает расти. На практике это сильно сужает лазейку для "карточных туристов" и приток валюты на наличный рынок через этот канал.
"НБУ начал отпускать ограничения... Сейчас выровняли два курса — безналичный и наличный. Поэтому и происходит рост. Это обычный эффект, когда сначала зажимают, а затем отпускают", — прокомментировал ситуацию на валютном рынке экономический эксперт Александр Охрименко в своем видеоблоге.
Среди других традиционных факторов давления на национальную валюту следует отметить инфляционные ожидания населения, стимулирующие людей к защите сбережений, у кого они есть, переводом средств из гривни в твердую валюту.
Наконец, стоит обратить внимание не только на гривню, но и на доллар США. Самая громкая новость последних дней на мировом финансовом рынке — выравнивание курса американской и европейской валют впервые за 20 лет (на украинском рынке доллар рос быстрее, а евро медленнее, поэтому они также почти достигли паритета). Это объясняется как войной и перспективой рецессии на европейском континенте (в частности, из-за возможной блокировки газовых поставок из России), так и собственно укреплением доллара на фоне повышения ключевой ставки Федеральной резервной системой. "Американец" значительно усилился не только к евро, но и к другим валютам (в частности британскому фунту и японской иене), потому что инвесторы бегут в "тихую гавань" в виде долларовых активов. Что уж говорить о гривне, которая в случае чрезмерной либерализации рынка может без преувеличения сильно обвалиться.
Каким будет курс гривни
Теперь рассмотрим курсовые прогнозы.
По мнению Александра Охрименко, в ближайшие две недели валютный рынок будет лихорадить, возможно курс дойдет даже до 40 грн/$, но большая вероятность того, что после всплеска последних дней он немного откатится — до 36 грн/$.
Алексей Кущ считает, что в случае полноценного открытия межбанка гривня "может за 40 выскочить очень легко", но если НБУ ничего не будет делать, то девальвация притормозится. "Если не откроют, тогда единственное правильное решение — переход к курсовому коридору, то есть раз в декаду или раз в месяц подтягивать фиксированный курс к рыночным параметрам", — отметил эксперт, добавив, что сейчас такой курс мог бы быть на уровне 35 грн/$ .
В самом Нацбанке рассчитывают на увеличение депозитных ставок коммерческими банками и ставок по облигациям внутреннего государственного займа Минфином. Первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова в эфире национального телемарафона подчеркнула, что это позволит населению и малому бизнесу уберечь свои деньги от инфляции и одновременно поддержать гривню.
В НБУ также видят необходимость поднимать фиксированный курс, но обещают не совершать резких движений. "У нас есть одна предпосылка — это возвращенные налоги на импорт, второе, что важно — это регулярность международной помощи, чтобы прогнозировать объемы ЗВР. В течение июля мы будем смотреть, как изменился спрос со стороны импортеров и будем думать, как нам постепенно двигаться в направлении более рыночного ценообразования", — объяснила Рожкова.
Итак, можем осторожно предполагать, что, по крайней мере, две-три недели курс гривни на наличном рынке хоть и будет заметно меняться, но не вылетит за 40 грн/$. Возможно даже небольшое укрепление гривни в обменниках. Однако на более длительном горизонте прогнозировать очень трудно. Многое будет зависеть от объемов валютных поступлений — финансовой помощи международных партнеров и заработанной экспортной выручки (а значит попытки разблокирования логистики по Черному морю). И в конце концов ожидаем решения НБУ — перезапустить межбанк, оставить все как есть или прибегнуть к методу курсового коридора.