Курс доллара, цены, зарплаты. Что обещает правительство Шмыгаля к концу президентства Зеленского

Кабмин обнародовал макроэкономические прогнозы на следующие три года. Нам обещают относительную стабильность, но оправдаются ли ожидания?

Правительство представило два важных документа: Прогноз экономического и социального развития Украины на 2022-2024 гг. и Бюджетную декларацию на этот же период.

Экономическая ситуация в Украине: прогноз

Что касается первого документа, то его разработало Минэкономики при участии Минфина, Минсоцполитики и других ведомств. Они обещают в 2022-2024 гг. ускорение экономического роста. Причем быстрее всего будет расти инвестиционный спрос и усиливаться роль банковского кредитования в финансировании инвестпроектов.

В целом развитие бизнеса будет стимулироваться через госпрограммы финансовой помощи, развитие жилищного лизинга и создание инфраструктуры на рынках капитала. Не менее важные факторы — рост экспорта украинских товаров и услуг на мировые рынки. Тут правительство обещает применять меры по продвижению украинской продукции и разнообразными способами уменьшать барьеры в торговле.

Что касается социального сектора, то здесь обещан рост доходов населения и снижение безработицы путем стимулирования развития малого и среднего бизнеса.

В цифрах базовый сценарий выглядит так:

  • рост ВВП в 2022 г. на уровне 3,8%, в 2023-м — на 4,7%, в 2024-м — на 5%;
  • рост экспорта товаров и услуг в 2022-м на уровне 6,5%, далее темпы увеличатся до 7,7% в 2023 г. и 7,9% в 2024-м;
  • реальная среднемесячная зарплата должна вырасти в 2022 г. на 4,4%, в 2023 г. — на 6,1%, в 2024-м — на 5,6%;
  • индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) должен составить, соответственно, 106,2% в 2022 г., 105,3% в 2023 г. и 105% в 2024-м;
  • прогнозный уровень безработицы в 2022 г. — 8,5%, в 2023-г — 8%, в 2024-м — 7,8%.

Что будет с госбюджетом: декларация

В свою очередь Бюджетная декларация на 2022-2024 гг., опубликованная Министерством финансов, — это видение правительством бюджетной политики на среднесрочную перспективу. В документе прописаны общие показатели доходов, финансирования и расходов госбюджета, размер минимальной зарплаты, прожиточный минимум и другие макроэкономические цели.

Согласно этому документу:

  • дефицит госбюджета в 2022 г. составит 3,5% (188 млрд грн), в 2023-м снизится до 3% (179,8 млрд грн), в 2024-м — до 2,7% (179,6 млрд грн);
  • ожидаемый рост экспорта товаров и услуг в 2022 г. составит 6,5%, в 2023 г. — 7,7%, в 2024-м — 7,9%; рост импорта: 9,2% — 2022 г., 9,4% — в 2023 г. и 8,6% в 2024-м;
  • дефицит торгового баланса в 2022 г. вырастет до $6,2 млрд, в 2023 г. — до $ 8,59 млрд, в 2024-м — до $10,6 млрд;
  • курс гривни (за доллар США): 2022 — 28,6 (конец года 28,7), 2023 — 28,8 (конец года 28,9), 2024 — 29,2 (конец года 29,4);
  • учетная ставка НБУ на конец 2022 г. составит 7% годовых, в 2023 г. снизится до 5,5%, в 2024-м — до 5,2%.

Показатели ВВП, инфляции и безработицы, естественно, здесь такие же, как и в описанном выше макропрогнозе. А вот ожидаемые зарплаты расписаны еще подробнее — в абсолютных значениях . Так, среднемесячная зарплата по стране за указанный период должна вырасти с 15 423 грн до 19 063 грн. В свою очередь, размер минимальной зарплаты вырастет с 6,5 тыс. грн на начало 2022-го до 7,665 тыс. грн на начало 2024-го. В октябре 2022-го, согласно Декларации, минималка должна составить 6,7 тыс. грн, а в начале 2023-го — 7,176 тыс. грн.

Также бюджетная декларация предусматривает за следующие три года:

  • снижение государственного долга до уровня ниже 50% ВВП;
  • бюджетные расходы на социальную помощь — 943 млрд грн;
  • бюджетные расходы на безопасность и оборону — 903 млрд грн (не менее 5% ВВП);
  • бюджетные расходы на здравоохранение — 549 млрд грн.

В целом понятно, что правительство не ожидает от экономики каких-то чудес, но рассчитывает на то, что за коронакризисом последует оживление малого и среднего бизнеса. В свою очередь, большой бизнес может рассчитывать на ощутимый рост доходов от экспорта благодаря благополучно складывающейся мировой конъюнктуре. Если все будет так, то появится возможность снизить дефицит госбюджета и одновременно нарастить расходы на социальные нужды.

Тут уместно для сравнения напомнить прогнозные показатели на нынешний год. Ожидаемый рост ВВП в 2021-м составит 4,1% при инфляции на конец года 8,9% и уровне безработицы 9,2%. Также в этом году дефицит госбюджета ожидается на уровне 246,6 млрд грн. Прогнозируемый рост экспорта товаров и услуг по итогам 2021-го — 8,8%; рост импорта товаров и услуг — на уровне 15,6%. Учетная ставка НБУ на конец 2021-го — 7,5%. Средний курс нацвалюты — 28-28,3 грн/$ к концу нынешнего года.

Между желаемым и достижимым

Реально ли достичь заложенных в документ показателей? Скорее всего, да. Украина оказалась "в нужном месте в нужное время": по окончании коронакризиса начался т.н. суперцикл роста цен на сырье. Мировая экономика бурно растет, цены на металлы бьют рекорды, котировки на продовольствие не сильно отстают. А наша страна готова поставлять сколько потребуется железа и стали, да и урожай основных сельхозкультур в этом году обещает побить новые рекорды. Все это будет означать высокие доходы производителей и экспортеров, то есть хорошее наполнение бюджета и качественный торговый баланс.

"То, что в ближайшее время будут расти доходы экспортеров, — это факт. Так что я оцениваю Бюджетную декларацию в целом положительно, — сказал "ДС" финансовый аналитик Алексей Кущ. — Есть только вопросы в том плане, что вряд ли сейчас можно спрогнозировать, в каком году будут какие цены на основные экспортные товары Украины. Сейчас цены растут быстрее, чем прогнозировалось, но как они поведут себя в 2022-м? В 2023-м? Правительство, конечно, делает свои прогнозы, но насколько они точны?"

Еще один вопрос: стоит ли кратно сокращать дефицит бюджета, если наша задача — обеспечить экономический рост? То есть сделать это в нынешних условиях высоких сырьевых цен вполне возможно, но вот надо ли?

"Скорее всего, это излишне, не стоит резко сокращать бюджетный дефицит, так как для роста экономике нужны деньги. Мы видим, что сейчас развитые страны вливают деньги в национальные экономики, не опасаясь дефицитов и инфляции, — говорит Алексей Кущ. — Да и популярная сейчас Современная монетарная теория (Modern Monetary Theory) гласит, что не надо бояться "печатать" деньги и вливать их в экономику, надо только позаботиться о механизмах их возврата".

Не все так гладко

Несколько иной точки зрения придерживается экономист Борис Кушнирук.

"Чтобы рассчитывать показатели на 2022, 2023, 2024 годы необходимо иметь корректную базу для сравнения. То есть данные этого года — но они занижены. У нас гораздо более высокий дефлятор — уровень совокупности цен потребителей и индекса цен производителей промышленной продукции, — сказал он в комментарии для "ДС". — Значит, и общая инфляция будет значительно более высокая, чем предусматривалось. Соответственно размер ВВП окажется более высоким, чем это предусмотрено законом о государственном бюджете". Получается, база для расчета на 2022-2024 гг. является некорректной, считает эксперт.

Вторая проблема — то, что дефицит госбюджета на этот год — 246 млрд грн — не будет профинансирован. Это следствие того, что занижены показатели инфляции, и импорт, соответственно, будет чуть большим. Соответственно, чтобы профинансировать даже небольшую недостачу бюджета, необходимо найти и привлечь средства, — это с учетом того, что нам еще нужно погасить старую задолженность.

"Но как в прошлом году мы не исполнили показатели финансирования дефицита бюджета, и у нас дефицит де-факто был был выше, так и в этом году все будет в таком же виде. То есть мы недофинансируем расходы бюджета, соответственно, "поплывут" показатели, которые правительство закладывает на следующие три года, — говорит Борис Кушнирук. — Поэтому все прогнозные показатели могут оказаться нереалистичными. Ну, и делаю акцент — индекс потребительских цен нереалистичен по состоянию на этот год, так что есть вопрос, в какой мере он будет реалистичным на следующие три года. И реальная инфляция общая тоже будет выше".

Что хотел сказать премьер-министр?

2 июня, презентуя Прогноз и Бюджетную декларацию, премьер-министр Денис Шмыгаль заявил: "Мы меньше будем тратить на обслуживание долгов и больше будем тратить на медицину, оборону и образование. Также планируется уменьшить долю ВВП, которую перераспределяет государство через свои расходы. То есть больше денег будет оставаться у людей и бизнеса, и они сами смогут решать, как их тратить".

Послание, конечно, двусмысленное. С одной стороны, премьер говорит о наращивании бюджетных расходов, что объективно — благо для населения. С другой — о том, что государство будет уходить от перераспределения средств через бюджет (в текущем отношении). Это уже неолиберальная политика, стратегически более выгодная для бизнеса. Про улучшение социальных стандартов тут говорить будет сложно, хотя зарплаты, конечно, могут расти быстрее. Тяжело представить, как можно одновременно двигаться по двум обозначенным Шмыгалем направлениям не на словах, а на деле…