Кто заработает на "лесном" моратории

10-летний запрет на экспорт древисины вряд ли особо поможет мебельщикам, зато дает шансы монополизировать рынок приближенным к власти компаниям
Фото: lesovod.org.ua

Нардеп Николай Томенко, возглавляющий парламентский комитет  по вопросам экологической политики, взялся пролоббировать остановку экспорта леса из Украины. Он заявил, что будет требовать рассмотрения ВР законопроекта о введении моратория на вывоз необработанной древесины из страны уже на этой неделе.

Документ был зарегистрирован в парламенте еще 10 декабря, и, как прогнозировал тогда Томенко, депутаты должны были принять его еще до Нового года. Но, очевидно, бюджетные баталии не оставили народным избранникам времени для решения более мелких вопросов. Этим воспользовались "бизнесмены", хорошо зарабатывающие на перевалке леса за границу. По словам Томенко, в комитет поступают многочисленные "сигналы" об активизации вырубки и импорта леса-кругляка в различных областях Украины, в частности, Волынской, Ривненской, Житомирской, Черкасской. А во Львовской области буквально за период новогодних праздников произошло несколько массовых вырубок элитных пород деревьев (дуба, бука, граба). Общее же увеличение импорта древесины из этого региона за прошедший год составило почти 80%. В целом по стране динамика менее пугающая, но и она впечатляет. По данным Государственной фискальной службы, за 9 месяцев 2014г (более свежих данных пока нет) из Украины импортировано около 1,4 млн. т древесины, что превышает аналогичные показатели 2013г на 27%.

Всеукраинская ассоциация деревообрабатывающих предприятий не раз заявляла, что чиновники создают искусственный дефицит сырья, выпуская на отечественные аукционы лишь 20 процентов всей древесины, а остальное отправляют на экспорт

В то же время отечественные предприятия, которых насчитывается более 6,5 тыс., испытывают дефицит сырья и вынуждены сокращать объемы производства. В пояснительной записке к законопроекту в этом усматривается едва ли не главная причина активного вытеснения иностранными мебельными брэндами продукции отечественных мебельщиков (хотя проблема на самом деле гораздо глубже и заключается, в том числе, в несоответствии цены украинской мебели ее качеству, примитивном дизайне и пр.). Тем не менее, авторы законопроекта считают, что нужно запретить экспорт лесо- и пиломатериалов толщиной более 70 мм аж на десять лет. В первую очередь это касается ценных и редких пород деревьев, в список которых предлагается внести, помимо уже имеющихся там акации, рябины, вишни, груши, ореха,  каштана, белого клена и можжевельника, также дуб.

Отчасти столь радикальное решение вопроса с экспортом древесины оправдано. Экспертное сообщество давно подозревает Гослесагентство в организации коррупционных схем поставок леса за границу. Всеукраинская ассоциация деревообрабатывающих предприятий не раз заявляла, что чиновники создают искусственный дефицит сырья, выпуская на отечественные аукционы лишь 20 процентов всей древесины, а остальное отправляют на экспорт. Впрочем, даже в профильной ассоциации 10-летний мораторий считают слишком жестким, предлагая просто ввести экспортную пошлину в объеме 1200 грн. за кубометр необработанной древесины. Это, якобы, будет стимулировать инвесторов развивать мебельное производство в Украине. А глава фискальной службы Игорь Билоус предлагал решить проблему выдачей квот и лицензий на поставки леса за границу.

Но введение моратория еще не гарантирует, что экспорт лесоматериалов из страны остановится. Как показывает практика прежних ограничений на различных товарных рынках, запрет для всех - это хороший повод для отдельных компаний, имеющих выход на нужных людей, монополизировать отрасль. Так что не исключено, что в случае принятия моратория вскоре окажется, что права на экспорт или отдельные квоты получит "кто-то из своих".