Кто забрал смазку у Билоуса
"Бердянский завод "Азмол" получает новый шанс на возрождение" - новость с таким громким заголовком выпустила на этой неделе бердянская телерадиокомпания "Юг". Так было истрактовано принятое на днях решение Верховного суда Украины о возобновлении процедуры ликвидации этого предприятия. "Максимум до 10 февраля 2017 года государственный завод "Азмол" должен быть выставлен как целостный имущественный комплекс на продажу через открытый аукцион", - указали в ТРК, добавив, что передача этого актива в руки инвестора - "единственный шанс на спасение этого известного на всю страну и далеко за ее пределами бердянского предприятия".
Такая осведомленность и при этом явная однобокость объясняется весьма просто - ТРК "Юг" входит в состав местного медиахолдинга "Про100", который имеет самое непосредственное отношение к одному из крупнейших промышленных предприятий региона - производителю и поставщику моторных масел "Агринол". Основными учредителями и "Агринола", и "Про100" являются Юрий и Руслан Пономаревы - родственники депутата Верховной Рады, члена группы "Воля народа" Александра Пономарева, который считается самым влиятельным бизнесменом в Бердянске и основным претендентом на получение контроля над "Азмолом".
Как уже сообщала "ДС", банкротство "Азмола", на 100% принадлежащего государству, стартовало еще в конце 2013 г. Предприятие, способное ежегодно производить 300 тыс. т масел и смазок, к тому времени уже полностью остановилось. В июне 2014 г. был утвержден реестр требований кредиторов к должнику на сумму более 100 млн грн. и выбран комитет кредиторов, который возглавил Торговый дом "Азмол" (его требования к ПАО составили 41 млн грн.). После чего по инициативе комитета кредиторов суд ввел санацию должника.
Изначально главного кредитора "Азмола" было принято включать в орбиту экс-главы Минтопэнерго Юрия Бойко, который, по слухам, положил глаз на это предприятие. Но незадолго до утверждения реестра кредиторов у Торгового дома "Азмол" сменились собственники - компания была переоформлена с кипрской Sertafina Holdings на днепродзержинскую фирму-посредника "Аюрлекс". После чего она уступила право требования долга от бердянского "Азмола" новосозданной структуре из Днепропетровска "Ультра Ойл". Последняя одновременно скупила и долги бердянского завода перед другими кредиторами - Проминвестбанком, Первым украинским международным банком, компаниями "Интеройл Групп" и "Украинская финансовая группа "Андема". Всего, таким образом, под контролем "Ультра Ойл" оказалось порядка 80% утвержденной судом кредиторской задолженности "Азмола", что позволило компании возглавить комитет кредиторов и в дальнейшем инициировать признание своего должника банкротом.
Это решение, как уже писала "ДС", хозяйственный суд Запорожской области принял в апреле 2015 года, после чего Фонд госимущества начал пытаться вернуть контроль над ускользающим от него активом. На первоначальном этапе успех сопутствовал ФГИУ - уже в июле 2015 г. Донецкий апелляционный хозсуд отменил апрельский вердикт,а в сентябре это решение оставил в силе Высший хозяйственный суд. На волне успеха глава ФГИУ Игорь Билоус даже выразил уверенность в скором восстановлении платежеспособности предприятия, однако свое мнение оказалось у Верховного суда. Который не устоял перед весомыми аргументами "Ультра Ойл" и фактически лишил Фонд госимущества его актива.
Подобная настойчивость "Ультра Ойл" объясняется просто - эту компанию, как и "Агринол", также включают в сферу влияния Александра Пономарева. Собственником "Ультра Ойл" является запорожская КУА "Славутич-инвест", аффилированная с "Агринолом", а директором - бывшая помощница Пономарева Александра Сирош-Касумова. Поэтому безапелляционный фаворит на намечающихся торгах по продаже имущественного комплекса "Азмола" уже очевиден. Что же касается Фонда госимущества, у него еще остались шансы пристроить свой госпакет. Без согласования ФГИУ ликвидатор не сможет выставить имущественный комплекс завода на торги, и этот фактор ведомство Игоря Билоуса может использовать для переговоров с главным кредитором. Впрочем, в лучшем случае их итогом станет обязательство того же "Ультра Ойла" выкупить у ФГИУ его уже никому не нужный госпакет по символической цене.