Травитесь на здоровье. Зачем Минздрав предлагает ликвидировать Госпродпотребслужбу

Ведомство, отвечающее за безопасность пищевых продуктов и еще массу всего, работает всего четыре года. Минздрав предлагает его ликвидировать и создать новое, но в своем подчинении

Минздрав предлагает ликвидировать Госпродпотребслужбу / jarmoluk/Pixabay

Разрушить и построить заново

Министерство здравоохранения предложило премьер-министру Денису Шмыгалю ликвидировать Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей и разделить ее полномочия между Минздравом и Министерством экономики, торговли и сельского хозяйства. СМИ обнародовали письмо, которое Минздрав направил премьеру, выполняя его поручение разобраться, как можно восстановить деятельность Государственной санитарно-эпидемиологической службы, которая была ликвидирована в марте 2017 г.

О необходимости восстановить СЭС еще в июне этого года заявил министр здравоохранения Максим Степанов, по его мнению, восстановленная служба поможет противостоять эпидемии COVID-19.

На месте ликвидированной Госпродпотребслужбы Минздрав предлагает создать Государственную службу Украины по контролю заболеваний и подчинить ее себе. По задумке Минздрава, новая служба будет отвечать за реализацию госполитики в сфере безопасности продуктов, санитарное и эпидемиологическое благополучие населения, а также эпидемиологический надзор.

Минздрав также предлагает, чтобы в новую службу были переданы все лаборатории Госпотребслужбы, что позволит эффективно сосредоточить в одном ведомстве борьбу с заболеваниями как животных, так и людей. Это также позволит быстро укомплектовать штат новой службы для реагирования на вторую волну COVID-19, а также оперативнее реагировать на вспышки заболеваний, поскольку эпидемиологи и санитарный инспектор теперь будут работать под одной крышей.

От масла и до пляжа

Госпродпотребслужба была создана в сентябре 2014 г., она подчиняется Кабмину, но управляется через министра экономики, торговли и сельского хозяйства. Фактически она начала работать только с апреля 2016 г., и эксперты на рынке говорят, что все эти годы происходила отладка и притирка как подразделений новой структуры, так и бизнеса, который с ней контактирует. Поэтому новая реформа в то время, когда только закончена предыдущая – как нельзя некстати.

Сегодня спектр ответственности Госпродпотребслужбы очень широк — от лицензирования ветеринарной практики и производства ветпрепаратов, выдачи разрешений на производство и хранение пищевых продуктов, и до выдачи фитосанитарных и карантинных сертификатов на партии груза, а также разрешений на работу с радиоактивными веществами.

Например, это ведомство может проконтролировать качество производимого сливочного масла, а заодно проверить состояние городских пляжей на предмет наличия заразы в водоемах. Кроме того, Госпродпотребслужба сегодня занимается противоэпидемиологическим контролем, ее региональные подразделения проверяют по всей стране тысячи предприятий, начиная от общепита и заканчивая предприятиями торговли и сферы услуг. Другими словами, эта служба может стать лакомым куском для тех, кто хочет создать или сесть на уже существующие финансовые потоки за выдачу различных справок и разрешений бизнесу.

Любая реформа и передача полномочий – это еще и хаос на рынке, взбалтывание воды до состояния мутности, в которой чиновники ликвидированного и вновь создаваемого ведомства бросятся ловить "рыбу" там, где это выгодно, и устранятся от выполнения своих обязанностей там, где это обременительно. Например, кто в период передачи полномочий от Госпродпотребслужбы новой структуре будет отвечать за качество и безопасность продуктов питания в торговых сетях и на продовольственных рынках?

Поэтому ожидаемо, что у инициативы Минздрава разрушить налаженные правила игры тут же появились противники.

"Астанавитесь!"

Одним из первых отозвалось Министерство экономики, которое курирует Госпродпотребслужбу. "По нашему убеждению, любые трансформации органов власти, отвечающих за санитарное и эпидемиологическое благополучие населения на фоне значительного увеличения заболеваемости COVID-19 в Украине, являются крайне опасным мероприятием. К тому же такой шаг может негативно сказаться на административной нагрузке на бизнес, ухудшить бизнес-климат, вызвать неприемлемые задержки в предоставлении административных услуг и оформлении документов разрешительного характера", — отмечает Минэкономики в письме.

От этих новостей встревожилась и Украинская зерновая ассоциация (УЗА), объединяющая крупнейших зерновых экспортеров. Она считает, что такие пертурбации посреди маркетингового года грозят остановкой экспорта зерновых. Ведь эта служба не только играет ключевую роль в сфере карантина и защиты растений, следит за качеством зерна и продуктами его переработки, но и помогает продвигать украинское зерно на экспорт. "Благодаря усилиям Госпродпотребслужбы, в частности, стал возможным отечественный экспорт во Вьетнам, Индонезию, Египет, Китай и другие страны, с которыми Украина ищет понимание в вопросах нетарифных барьеров", — заявила УЗА.

Кроме того, с помощью Госпотребслужбы удалось добиться признания качества и безопасности украинского зерна на внешнем рынке, и реорганизация ведомства во время "горячего" сезона даст покупателям негативный сигнал.

УЗА напомнила, что аграрный экспорт, к которому Госпродпотребслужба имеет самое непосредственное отношение, обеспечивает Украине 40% валютных поступлений. "Любые попытки реорганизации или ликвидации Госпотребслужбы вызовут панику на аграрном рынке и создадут существенные препятствия для экспорта украинской сельскохозяйственной продукции. Это приведет к невосполнимым потерям экономики страны и катастрофы для аграрного рынка Украины", — предупредили зерновики, добавив, что это может негативно отразиться и на будущей посевной кампании.

Выступила против ликвидации ведомства и Европейская бизнес ассоциация (ЕБА). "Вместо этого считаем необходимым назначить в ведомство эффективного руководителя", — считает ассоциация.

Это замечание, что называется, не в бровь, а в глаз нынешней власти – прежний руководитель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа ушел в отставку еще в октябре прошлого года, Кабмин планировал выбрать нового главу на конкурсе, но из-за карантина ведомством до сих пор руководит зампредседателя Ольга Шевченко в статусе временно исполняющей обязанности.

ЕБА указывает, что перечень сфер, за которые отвечает Госпродпотребслужба, значительно шире, чем тот, который предлагается возложить на службу под крылом Минздрава. "Поэтому, по убеждению бизнеса, инициированные Минздравом изменения ставят под угрозу стабильность работы многих секторов экономики, в частности сельского хозяйства, семеноводства, розничной торговли, потребительских товаров. Кроме того, представляется нецелесообразным вывод вопросов безопасности и отдельных показателей качества пищевых продуктов из-под подчинения Минэкономики, которое является профильным центральным органом исполнительной власти для продовольственной отрасли", — отметила ассоциация.

К слову, в письме Минздрава не содержится четких предложений по разграничению полномочий, указано только, что он хотел бы получить полномочия, касающиеся эпидемиологического контроля.

ЕБА напомнила, что создание Госпотребслужбы было одной из важных реформ для обеспечения пищевой безопасности, налаживание ее работы заняло много времени, в том числе и для того, чтобы бизнес приспособился к новым процедурам. И это притом что эпидемиологическая ситуация тогда была более стабильной. "Сейчас возможная реорганизация также может сопровождаться кардинальными изменениями в работе системы и потенциально тормозить экспортно-импортные операции и торговлю на внутреннем рынке из-за задержек с оформлением документов разрешительного характера и т. д. в очень непростое для бизнеса время из-за COVID-19", — пояснили в ассоциации.

Забили тревогу в связи с инициативой Минздрава и депутаты, комитет Рады по вопросам евроинтеграции заявил, что ликвидация Госпродпотребслужбы – недопустима, поскольку она была создана в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, служба помогла переориентировать украинский экспорт на требовательные рынки Евросоюза, и потеря этих рынков будет большим ударом для падающей украинской экономики.