Крым станет частью Британии
Особая экономическая зона, которую предполагается создать в Крыму, станет "цивилизованным офшором", об этом вчера журналистам рассказал российский министр по делам Крыма Олег Савельев. По словам чиновника, предполагается, что на территории ОЭЗ, которая распространится на весь полуостров, можно будет заключать сделки по британскому праву.
Эксперты очень сомневаются, что предложенное может быть реализуемо. Гражданский кодекс позволяет двум российским компаниям заключать сделки по иностранному праву, только если в сделке участвуют иностранные элементы (одна из сторон зарегистрирована за рубежом или сам объект сделки находится вне территории РФ). Видимо, для Крыма хотят сделать исключение.
Но тут возникает другой вопрос: "Как можно английское право применять на территории, которая не признается странами Британского Содружества и США?" - удивляется Александр Захаров из Paragon Advice Group: такие договоры нельзя будет защищать в британских судах, уверен эксперт. Можно, конечно, обратится в российский арбитраж, что и предлагает в случае чего делать Савельев. Но, скажите тогда, причем здесь британское право? Можно себе только представить "разрыв шаблона" среднестатистического российского судьи (пусть даже арбитражного), к которому придет бизнесмен и попросит решить спор "по-английски".
Одним словом, красиво, но малореально. Что примечательно, но эта инициатива, похоже, рассчитана в первую очередь на наших соотечественников. Как заявил Олег Савельев, Крым должен стать привлекательным в первую очередь для украинского бизнеса, а Украина будет основным источников инвестиций: "и я готов для этого по максимуму и помогать, и обеспечивать гарантии, и т. д.". Складывается ощущение, что, с точки зрения россиян, мы - единственные, кто настолько глуп, что способен поверить в ерунду типа "британское право". Заметьте, в прошлом году российским чиновникам запретили владеть активами за рубежом, и многие из низ до сих пор ищут, как бы покомфортней "перевестись" в РФ. Но на них российский министр не рассчитывает (во всяком случае ничего такого вслух он не говорил).