Госпредприятия оказались в плену у своих должников
"Все просто чудесно", — браво заявил представитель Бердянского морского порта на заседании правительства, которое транслировалось в онлайне 11 февраля. Администрация морских портов, куда входит Бердянский порт, за девять месяцев 2015 г. увеличила выручку с 2,7 млрд до 4,9 млрд грн., а ее прибыль выросла с 1,2 млрд до 3,3 млрд грн. Госсектор вышел из кризиса?
Данные Минэкономразвития, обнародованные в среду, 17 февраля, на первый взгляд свидетельствуют именно об этом. За девять месяцев 2015 г. госкомпании из списка топ-100 получили совокупную чистую прибыль в 2,2 млрд грн., в то время за аналогичный период 2014 г. их общий убыток превысил 66 млрд грн. Ключевым фактором стало существенное улучшение финансовых результатов НАК "Нафтогаз України" благодаря повышению тарифов для населения, которое состоялось в рамках перехода к рыночным ценам на природный газ. Это позволило НАК завершить январь–сентябрь 2015 г. с прибылью 0,2 млрд грн. по сравнению с убытком в 60,2 млрд грн., или свыше 90% всего убытка сотни крупнейших госкомпаний за соответствующий период 2014 г.
Кроме "Нафтогаза України", лучшую динамику роста рентабельности показал "Энергоатом", который закончил девять месяцев прошлого года с прибылью в 1,3 млрд грн. в сравнении с убытком в 3,8 млрд грн. за соответствующий период 2014 г. Лидерами в своих отраслях, помимо них и уже упомянутой Администрации морских портов, стали также "Турбоатом" (1,3 млрд грн. чистой прибыли за девять месяцев 2015 г.), Аграрный фонд (706 млн грн.), "Укрэнерго" (408 млн грн.) и Одесский припортовый завод (205 млн грн.).
Есть две причины увеличения прибыльности госпредприятий в 2015 г. Первая — уменьшился размер убытков и объем субсидирования НАКа из госбюджета. Вторая — эффект девальвации гривни привел к росту выручки и прибыли многих госкомпаний, которые связаны с внешними рынками (аэропорты, морские порты, "Турбоатом" и др.).
Впрочем, не все так просто. В распоряжении "ДС" оказалась аналитическая записка Минэкономразвития, посвященная результатам деятельности 100 крупнейших государственных предприятий в 2015 г., в которой акцентируется внимание на феноменальном росте дебиторской задолженности. Она увеличилась сразу на 30 млрд грн., до 145 млрд грн. Простым языком, речь идет о массовых неплатежах в их адрес.
*дебиторская задолженность за 9 месяцев, грн.
Основной рост неплатежей наблюдался в энергетике и агросекторе. В первом случае — это проблема всего рынка, во главе которого стоит НАК "Нафтогаз України". Из-за повышения тарифов население накапливает долги. На прошлой неделе, к примеру, "Киевэнерго" заявило, что только за январь 2016 г. долг киевлян за отопление вырос на 35% от общей суммы задолженности в 1,3 млрд грн., которая складывалась годами. Теплокоммунэнерго не платят "Нафтогазу" и в итоге он лидер по росту дебиторки. Это, а также скрытое его финансирование через бюджет (в виде субсидий, которые в текущем году заложены на уровне 32 млрд грн.), и позволило нефтегазовому монополисту и дальше улучшать финпоказатели.
По сути, сделать такой финт надо было в угоду МВФ, который считает бездефицитность НАКа одним из ключевых требований для Украины и ставит решение этого вопроса во главу угла при принятии решения о выделении стране финансовой помощи. То, что долги перекладываются на бюджет, — вопрос уже десятый.
Улучшится ли ситуация по итогам всего прошлого года? Вряд ли. Еще одна причина неплатежей в энергосекторе — авансовый принцип уплаты субсидий. Из-за теплой зимы, по данным "ДС", объем переплат в стране на конец января достиг 4–4,5 млрд грн. На практике это означает, что все участники энергорынка в январе работали, поставляя услуги в счет этих "виртуальных" денег, что ведет к вымыванию оборотных средств и, как следствие, к росту дебиторки.
Что касается агросектора, то тут вся ответственность лежит на ГПЗКУ. Государственная фискальная инспекция еще в прошлом году обнаружила 11 компаний, с которыми Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины заключала экспортные контракты на поставки зерна (его она покупала на кредит китайского госбанка в обмен на обязательство поставить зерно самим китайцам). Контракты были заключены еще во время президентства Виктора Януковича, но аукнулись только в 2014–2015 гг. Как оказалось, зерно корпорация продала, но не китайцам, а подставным фирмам. Например, гонконгская "пустышка" Sonders Trading осталась должна ГПЗКУ свыше 1 млрд грн. Впрочем, не всегда речь идет о банальном кидке. "Не погашая долги госкомпаниям на протяжении длительного времени, компании-неплательщики фактически получают бесплатный доступ к капиталу, не передавая ничего в залог", — говорит аналитик Concorde Capital Роман Тополюк. Таким образом, вымывание денег у государственных контрагентов по гривневым контрактам становится для многих компаний выгодной альтернативой дорогому кредитованию. И если рост неплатежей продолжится, госкомпании через год-два из-за недостатка оборотных средств будут показывать совсем другие результаты.