• USD 41.2
  • EUR 44.8
  • GBP 53.5
Спецпроекты

Критические минералы. Как одна отрасль может изменить украинскую экономику

В Украине есть богатые месторождения минералов, без которых невозможно представить современное производство полупроводников и аккумуляторов. В современных условиях это критическое сырье можно превратить в драйвер экономического развития, если проводить решительную промышленную политику

Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Богатые украинские недра

На Конференции по вопросам восстановления Украины в Берлине в июне этого года госслужащие из стран ЕС (прежде всего Германии) едва скрывали восхищение огромными залежями так называемого "критического сырья" в Украине, необходимого для "Зеленого перехода". Украинские чиновники также отметили грандиозный ресурсный потенциал. По словам заместителя министра экономики Алексея Соболева, Украина имеет залежи 22 из 34 минералов из списка критического сырья ЕС.

Среди них — ключевые элементы для производства полупроводников и аккумуляторов, батарей для электротранспорта и возобновляемой энергетики или сотен видов микрочипов для продуцирования искусственного интеллекта (ИИ) в виде наборов микросхем и микроплат. В частности, речь идет о литии, графите, марганце, которые относятся к аккумуляторной группе, и галлии, германии, металлическом кремнии и гафнии из группы конструкционных материалов для выпуска полупроводников. Без этих изделий невозможно функционирование зеленых и цифровых технологий.

Также следует упомянуть о значительных запасах стратегических конструкционных материалов, таких как титан, цирконий, ванадий, магний, фосфор, которые есть в Украине и которые используются в аэрокосмической отрасли, производстве военного оборудования, технологических линий, работающих в агрессивных средах и т. д.

Стратегический интерес ЕС

Заинтересованность в упомянутых минералах со стороны представителей ЕС усиливается ситуацией, сложившейся в глобальных цепях их поставок. Сейчас в мировых поставках продуктов переработки критических минералов доминирует Китай. К примеру, он контролирует 77% мирового производства литиевых катодов и 92% производства графитовых анодов. Это основные компоненты для изготовления аккумуляторов, потому логично, что Китай контролирует 66% их мирового производства. Примечательно, что доля Китая в мировой добыче сырья значительно меньше. К примеру, он добывает 28% мирового лития и только 5% металлического марганца, а контролирует именно их переработку.

Следовательно, стратегический интерес Евросоюза заключается в диверсификации источников доступа к этому критически важному сырью. А значит все упомянутые обстоятельства дают Украине уникальную возможность для разумного вхождения в глобальные цепи производства и поставок критических минералов, прежде всего в виде продукции их переработки.

Реклама на dsnews.ua

Глобальные цепи производства и "местная составляющая"

Важно, что это понимают и чиновники ЕС. На конференции в Берлине они высказали убеждение, что Украина должна извлекать выгоду из добычи и переработки этих полезных ископаемых, а не просто быть экспортером сырья. Много говорилось об "общих цепях добавленной стоимости ЕС — Украина". Киев подписал соответствующий меморандум с Брюсселем, в котором есть упоминание о совместных бизнес-возможностях в цепях добавленной стоимости аккумуляторов.

Но это не произойдет автоматически, и Украине не стоит полностью полагаться на добрую волю ЕС. Она должна проактивно внедрять политику, которая обеспечит превращение критически важного сырья в двигатель глубокого экономического роста. Важнейшая из этих политик — "правило местной составляющей" (Local Content). Она должна стать непременным компонентом более широкой политики по привлечению инвестиций в развитие внутреннего производства.

Под понятием "местная составляющая" понимают набор политических инструментов, разработанных национальными и/или региональными органами власти для обеспечения того, чтобы определенная доля факторов производства (таких как рабочая сила, поставка товаров и услуг, технологии и технические ноу-хау) поступала из отечественной экономики.

Местная составляющая часто практикуется в развивающихся странах, но к такой же политике постоянно прибегают и в развитых государствах, которые, собственно, и стали такими в значительной степени благодаря ей. Например, закон США о снижении инфляции (с его программой "Сделано в Америке") и Промышленный план ЕС "Зеленое соглашение" содержат существенные компоненты политики местной составляющей, в частности, значительные налоговые льготы для закупки отечественных комплектующих и технологий. Это важный прецедент из крупнейших западных экономик, поскольку обязательства Украины перед ЕС по свободной торговле и доступу к публичным закупкам могут стать одним из потенциальных барьеров для внедрения "правила местной составляющей".

"Критическое сырье" — один из секторов экономики, в котором страны прилагают больше усилий для повышения стоимости за счет местной составляющей. Это основная часть стратегии развития таких стран, как Мексика, Чили и Индонезия. И Украина может перенять этот опыт.

Местная составляющая может применяться в секторе критического сырья в "нисходящем" и "восходящем" направлениях.

В "нисходящем" направлении это означает требование, чтобы определенная доля технологий, оборудования, проектирования и рабочей силы, используемых в горнодобывающих проектах, поставлялась украинскими компаниями. Горнодобывающие и нефтяные компании тратят от 40 до 80% своих доходов на закупку товаров и услуг, что значительно превышает их вклад в доходы, который оценивается в 3-20% ВВП. Хороший пример — Чили, где правительство создало институционализированную национальную программу развития поставщиков, чтобы привлечь малые и средние предприятия к формальному объединению с крупными компаниями. Программа направлена на повышение конкурентоспособности МСП и стабилизацию коммерческих связей с крупными покупателями.

В "восходящем" направлении требования относительно местной составляющей заключаются в том, чтобы добытое критическое сырье подвергалось дальнейшей переработке внутри страны. Кроме того, определенная часть добавленной стоимости в виде продуктов переработки должна оставаться в стране. Это могло бы помочь Украине совершить скачок в новые производственные сектора.

Что можно производить в Украине

Спектр продукции, которую можно получить путем переработки имеющихся в Украине критических минералов, настолько широк и важен, что развитие ее внутреннего производства способно изменить технологичность и структуру национальной экономики.

Цепи глубокой переработки лития и графита

В разворачивании цепи стоимости, как это показано на Рисунке 1, цена лития возрастает с 800$/т литиевого концентрата до 70 000$/т карбоната лития, а из Рисунка 2 видно, что цена растет с 1500$/т графитового концентрата до 6100$ /т графитовых анодов.

Описание цепей стоимости можно продолжать дальше. Важно понимать, что они постоянно расширяются по мере изобретения новых товаров. Статус производителя упомянутых продуктов формирует сильную позицию для налаживания внутреннего производства сложной промышленной продукции, которая в них остро нуждается — электромобилей, разнообразных летательных аппаратов, скоростных поездов, оборудования для возобновляемой энергетики и, конечно, высокоточного оружия, которое очень нужно Украине.

Стимулы для добычи и переработки

Впрочем, следует понимать текущую ситуацию. В течение десятилетий в Украине выдаются, но не используются сотни лицензий на разработку месторождений, в том числе и минералов. Следовательно, нужно, чтобы регуляторная политика стимулировала и обеспечивала результат деятельности по добыче и переработке.

В этом процессе главное слово принадлежит государству. Оно должно выступить как предприниматель, учреждающий партнерство с серьезными частными инвесторами. Для этого уже есть удобная законодательная база в виде Закона Украины "О соглашениях о разделе продукции".

Пока этот закон распространяется только на процесс добычи и обогащения сырья. Очень важно, чтобы он охватывал и процесс переработки минералов. Это позволит фиксировать в соглашении, которое подписывается между правительством и инвестором, условия, важные для Украины, прежде всего, касающиеся местной составляющей. В частности, там могут быть прописаны требования по привлечению ресурсов из местной экономики в производственном процессе, и по цепям переработки в Украине, и по объемам производимой продукции, которая остается в Украине для дальнейшей организации производств сложной техники.

Иными словами, такие соглашения будут отвечать стратегическому национальному интересу развития внутреннего производства и структурных изменений экономики. Но в дополнение к этому закону следует позаботиться о других способах стимулировать местную составляющую и усилить промышленную политику. Соответствующие решения должны касаться:

  • совершенствования и расширения законодательства о внутренней составляющей при публичных закупках,
  • оборудования производственных площадок базовой инфраструктурой,
  • налоговых стимулов и субвенций инвесторам, создающим производство сложной техники и ее компонентов,
  • грантовой поддержки исследований и разработок,
  • организации особых программ развития местных поставщиков (в партнерстве с инвесторами).

Как показывает экономическая история разных стран, к "правилу местной составляющей" есть ряд замечаний. Такая политика может потерпеть неудачу в некоторых развивающихся странах, когда требования устанавливаются слишком высокими для реальных возможностей местных поставщиков. Это приводит к мошенничеству или становится существенным барьером для иностранных инвестиций. Поэтому Украине следует всесторонне оценить свои инженерные и производственные мощности, чтобы поддержать добычу и переработку критически важного сырья, а также определить реалистичные цели роста.

При этом Киеву нужно серьезно воспринять призывы из Евросоюза о "создании стоимости в Украине" и получить его согласие на введение всеобъемлющих правил приоритета использования местной составляющей. Это может быть сложной задачей, учитывая обязательства Украины в рамках Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС не отдавать предпочтение отечественным производителям. Но ЕС уже давно признал свою потребность в политике местной составляющей и должен осознать, что Украина стоит перед огромным вызовом Новейшей Индустриализации. Крайне важно, чтобы добавленная стоимость деятельности по добыче и переработке критически важного сырья создавалась внутри Украины.

    Реклама на dsnews.ua