Криптоотмывка не пройдет. Как евробюрократы планируют обвалить Bitcoin
Европа становится все более открытой. Уже с 2020 г. все европейские банки должны перестроить свою работу в соответствии с новыми антиотмывочными правилами (5th EU Anti-Money Laundering Directive, директива AML-5), которые предполагают более пристальный контроль над движением средств. ЕС хочет сделать незаконное обогащение бессмысленным. Отечественному бизнесу, который желает работать на европейских рынках, уже давно пришлось перестроиться и принять новые правила игры. А вот украинским коррумпированным чиновникам и политикам, собирающим кубышки в надежде на дальнейшую роскошную жизнь в благополучной стране из числа членов Евросоюза, придется "закапываться" все глубже.
Все напоказ
Итак, Европейский Союз все туже закручивает гайки тем, кто не желает платить налоги. В июле вступила в силу новая редакция Директивы ЕС о предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег или финансирования терроризма (директива AML-5). Ее положения должны быть имплементированы в национальные законодательства европейских стран до конца будущего года. А финансовым учреждениям необходимо полностью перейти на работу по новым стандартам с 2020-го.
Под лозунгом борьбы с терроризмом Европа хочет поставить крест на всех анонимных операциях и бизнесе "без лица". Все это существенно упростит достижение главной цели - обеспечение полноты уплаты налогов в стране, где генерируется основная прибыль компаниями и получается основной доход физическим лицом.
Какие же новые шаги в этом направлении сделала Европа? Согласно директиве AML-5 до конца 2019 г. должны быть раскрыты национальные реестры бенефициаров компаний, зарегистрированных в странах - членах Евросоюза. А до конца 2020 г. - национальные реестры трастовых компаний и прочих так называемых "доверительных конструкций". Что должно нарушить известную "приватность и закрытость", в том числе и украинского зарубежного бизнеса.
"При структурировании украинского бизнеса с целью оптимизации налогообложения, а также оптимизации бизнес-процессов, действительно используются структуры из низконалоговых европейских юрисдикций (Эстония, Нидерланды, островные государства Британского Содружества), а также компании из таких стран, как Австрия, Германия, Франция, если бизнес связан с данными странами. В связи с этим раскрытие национальных реестров бенефициаров компаний, зарегистрированных в странах - членах ЕС, может напрямую коснуться собственников отечественного бизнеса", - говорит Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex.
По большому счету для европейских контролирующих органов информация из этих реестров уже сейчас не является тайной за семью печатями. Теперь же ее получение упростится для украинских контролирующих и других органов. Поскольку им уже не придется доказывать наличие "законного интереса", как, впрочем, и любому другому желающему получить такую информацию. У нас все это может вылиться в новые резонансные журналистские расследования. Тем более что изменения позволяют странам - членам ЕС устанавливать ответственность за несвоевременное предоставление информации о бенефициарах и актуальности самой информации, а также своевременности устранения выявленных несоответствий. Что должно послужить стимулом для так называемых "обязанных лиц" обновлять и актуализировать информацию в режиме онлайн.
Но это в теории. Украинские реалии таковы, что многие отечественные публичные лица очень любят записывать свои компании и другие активы на жен, близких родственников или собственных водителей. Соответственно, именно эти люди, а не реальные собственники, и станут известны широкой общественности. "Но тут нужно отдавать себе отчет, что в один прекрасный момент записанная на другое лицо компания может стать не вашей. Но даже если подставное лицо окажется предельно честным, схема все равно рисковая. Например тем, что, условно говоря, водитель-собственник не имеет значительных официальных источников доходов, которые бы позволяли ему иметь такой бизнес. А значит, банк попросту не откроет счет для такой компании", - рассказывает Ольга Соловьева, управляющий партнер и глава практики международного налогового права адвокатского объединения "СК ГРУП".
По словам Игоря Реутова, руководителя департамента АФ "Грамацкий и Партнеры", даже в Украине уже возникают трудности с подтверждением банкам информации о конечных бенефициарах. Причем даже реальные собственники не всегда банками принимаются как таковые. То есть банк нужно еще убедить в своей реальности. "Что касается европейских финучреждений, то этот процесс там начался еще раньше. И те непрозрачные структуры, которые не смогли подготовиться за последние год-два, оказались без возможности осуществлять банковские операции", - говорит Игорь Реутов.
По новым правилам банки при открытии счета обязательно будут проверять данные заявителя по общеевропейской базе бенефициаров. И уведомлять власти о выявленных расхождениях между информацией из реестра и данными, которыми владеет сам банк.
"В связи с этим, полагаю, снова станут популярными доверенные лица с европейскими паспортами, которые смогут стать титульными собственниками европейских активов украинцев, не способных подтвердить законность их происхождения. Кроме того, снова востребованными могут стать услуги юристов, способных обезопасить украинских владельцев европейских активов от непрогнозируемых действий европейских титульных собственников их активов", - рассуждает Виктор Мороз.
Криптовалюту обесценивают
После вступления в силу директивы AML-5 окончательно уйдут в прошлое анонимные счета и сберкнижки, банки также перестанут предоставлять анонимные банковские ячейки. Запрет на открытие анонимных счетов (Anonymous Account) и анонимных расчетных банковских книжек (Anonymous Passbooks) в Европе действует еще с 20 мая 2015 г. (директива 4). А вот невозможность анонимно воспользоваться банковской ячейкой для многих состоятельных украинцев окажется неприятной неожиданностью. Ведь такая услуга пользовалась неизменной популярностью у тех, кто не желает декларировать свои истинные доходы и уплачивать с них налоги. Впрочем, коррупционеры всех мастей не остались наедине со своей проблемой.
"Уже сейчас появились частные провайдеры (не финансовые учреждения), которые предлагают клиентам свои обустроенные хранилища по типу банковских, где те могут сберегать ценности. При этом, не будучи банковскими учреждениями, они не подпадают под ограничения, установленные директивами ЕС. Такие хранилища предлагаются, например, в Австрии, Чехии, Швейцарии. Распространенность такой услуги в Европе и в мире в целом свидетельствует о ее востребованности", - поясняет Игорь Реутов. Ведь пока мировой финмониторинг до них не добрался.
И все же контролеры все больше ограничивают свободу действий толстосумов с сомнительной репутацией. Например, уже в ближайшем будущем для них станет затруднительно инвестировать наворованное в вечные ценности. Поскольку по новым правилам под финмониторинг будут попадать торговцы произведениями искусства, включая галереи и аукционные дома.
Иными словами, они обязаны будут "сдавать" своих клиентов с потрохами контролирующим органам, а те, в свою очередь, смогут выяснить, уплачены ли были налоги с тех средств, на которые делаются столь дорогие покупки.
Вскорости не получится укрыть незаконно нажитые состояния и таким оригинальным пока для большинства способом, как размещение в криптовалюте. "Новая директива определила статус "виртуальной валюты", ужесточила идентификацию и проверку благонадежности своих клиентов. Ранее ЕС также принял решение касательно обменных онлайн-платформ для Bitcoin с целью предотвращения отмывания средств и финансирования терроризма. Европейские государства обяжут bitcoin-платформы и онлайн-кошельки криптовалют идентифицировать пользователей, введут ограниченное использование prepaid-карт для расчетов и позволят правоохранительным органам иметь больше доступа к информации, речь о банковских реестрах и данных по доверительной собственности", - уточняет суть новаций Анна Вовченко, ассоциированный партнер АФ Goro legal.
Это решение было вполне прогнозируемо. На сегодняшний день в криптовалюту уже вложены значительные средства - около $200 млрд. И эти средства находятся вне государственного контроля. "Но мы уже видим попытки законодателя урегулировать правила налогообложения операций с криптоактивами. Сами по себе эти правила были бы бесполезными, если бы фискальные органы не могли узнать, кто из плательщиков получал доходы от продажи криптовалюты. А если такие операции будут мониториться, налоги придется уплачивать", - поясняет логику европейских регуляторов Василий Андрусяк, руководитель практики налогового права юридической компании MORIS GROUP.
Эксперты уже прогнозируют, что все эти новации могут спровоцировать резкое удешевление криптовалют. Ведь сейчас их главное достоинство - анонимность. Если же контролеры возьмут в оборот и криптовалюты, в них пропадет всякий смысл: с таким же успехом можно будет расплатиться за покупки и проводить другие финансовые транзакции при помощи традиционной кредитки. Пока же пользователи криптовалют готовятся уходить на биржи за пределами ЕС.
Что дальше
В директиве AML-5 нет прямых указаний на то, что контролеры будут проверять активы, уже размещенные в Евросоюзе. "Для новых покупок - да, нужно думать, как приобретать по прозрачным схемам. Менять схему или приобретать новое имущество необходимо будет с раскрытием источника происхождения средств", - говорит Ольга Соловьева.
Но может ли это стать железной гарантией, что европейские контролеры не заинтересуются, откуда у скромного чиновника или политика-правдоруба, например из Украины, взялись роскошные виллы, автомобили, яхты и ценные коллекции произведений искусства? Кто может гарантировать, что в будущем Европа не захочет перенять опыт Великобритании? Недавно вступивший там в силу закон "О криминальных финансах" дает британским властям возможность требовать от владельцев пояснения происхождения средств, на которые покупались недвижимость и компании, и арестовывать эти активы, если пояснение дано не будет.
"Теперь важно будет доказать, откуда получены деньги, какой экономической деятельностью занимается их владелец, все ли задекларировано и уплачены ли налоги. Если бизнес изначально структурировался через европейские компании для повышения статуса, привлекательности для инвесторов, защиты прав собственников, то пятая директива не создаст никаких дополнительных трудностей. Но если цели были другие, то продолжать деятельность в ЕС станет практически невозможным", - резюмирует Василий Андрусяк.