Коронавирус диктует цены. Почему встреча ОПЕК+ заставила Путина сдаться саудитам

Страны ОПЕК+ пошли на беспрецедентное сокращение добычи. России пришлось признать поражение в нефтяной войне и понести наибольшие потери. Но пандемия "сократила" мировое потребление углеводородов еще существеннее, поэтому цены не только не вырастут, но и продолжат медленный дрейф вниз
Фото: Shutterstock

Официальные результаты вчерашней видеоконференции стран-членов ОПЕК+ все еще не объявлены, но стали общеизвестны уже сегодня ночью. Суть заключается в том, что Саудовская Аравия и Россия, первый и второй по величине экспортер нефти в мире договорились о беспрецендентном сокращении добычи. Каждая из этих стран сократит добычу на 2,4 млн баррелей в сутки. Вместе с ограничительными мерами для части других членов ОПЕК+, которые обязались сократить добычу на 22%, общая добыча на планете упадет на 10%, или около 10 млн баррелей, - пишет Depo.Ua.

При этом ситуация вышла не совсем паритетной, поскольку Россия была вынуждена сокращать реальную добычу, а саудиты просто вернули свои показатели до уровня начала марта, когда они начинали "нефтяную войну" с Кремлем и наращивали добычу после неудачных встреч ОПЕК. Владимиру Путину пришлось "смирить гордыню" и согласиться на сделку несмотря на то, что США отказались принимать в ней участие. Несмотря на то, что ранее Москва неоднократно требовала сокращения добычи в США. Впрочем, все это не сильно поможет и Трампу, поскольку при сегодняшнем уровне цен высокотехнологичная добыча, которая практикуется на технически сложных американских месторождениях, стала банально невыгодной и США потеряют, по оценкам местных специалистов, до 1,7 млн баррелей в сутки "естественным" образом, без всяких специальных ограничений.

К слову, Иран, Ливия и Венесуэла были освобождены от действия соглашения, поскольку из-за международных санкций, гражданских войн и по другим причинам и без того добывают существенно меньше, чем могли бы.

Впрочем, несмотря на радикальность достигнутого соглашения, мировой рынок нефти не особенно высоко оценил его результативность, поскольку после появления информации о его деталях цены, накануне немного подросшие, теперь медленно, но уверенно двинулись вниз.

Что, в общем, и не удивительно, поскольку, по оценкам ведущих аналитиков США и других стран, реальный мировой спрос на нефть из-за эпидемии коронавируса, которая вызвала сокращение производства и транспортный коллапс, уже упал на 12% и вполне может продолжить падение. Даже более пессимистичными выглядят оценки российских чиновников - например, по оценкам министра энергетики России Александра Новака, спрос на нефть снизился на 10-15 млн баррелей в сутки, а в ближайшее время есть существенные шансы на его дальнейшее падение. Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявлял, что избыток нефти на рынке может достичь отметки в 25 млн баррелей в сутки.

Поэтому удивляться сдержанной реакции рынка на вчерашнее сокращение, в общем, не приходится. Хотя и сказать, что вчерашнее соглашение ОПЕК+ совсем "не сработало", было бы, наверное, не правильно. Скорее всего, оно поможет избежать худшего для нефтедобывающих государств сценария, по которому в течение недели-другой все имеющиеся в мире нефтехранилища были бы переполнены, после чего цена провалилась бы до отметки в $10-15 за баррель.

Для Украины последствия вчерашней сделки можно рассматривать, как достаточно положительные, поскольку, с одной стороны, полная "нефтяная катастрофа" могла бы привести к потенциальным проблемам в будущем, когда экономика начнет восстанавливаться и будет нуждаться в росте поставок нефти. С другой стороны, сохранение низкой цены на нефть позитивно повлияет на украинскую экономику и транспорт. А сокращение добычи и снова-таки ряд цен на нефть, вполне вероятно, сильно ослабят геополитическую активность одного нашего северо-восточного соседа. Ведь прямо пропорциональна зависимость между количеством заработанных Россией нефтедолларов и желанием Кремля устроить кровавую авантюру где-то у близких или далеких соседей была замечена уже давно.