Кому простят налоговые преступления

Нулевое декларирование для рядовых граждан сделают добровольным. С помощью непрямых методов фискалы намерены контролировать доходы и расходы чиновников, политиков и публичных лиц
Фото: eldago.net

На днях Государственная фискальная служба (ГФС) презентовала новую концепцию проведения нулевого декларирования в Украине. Проект серьезно отличается от предыдущих документов, посвященных так называемой легализации капиталов. Налоговики намерены взять под контроль не всех граждан без разбора, а лишь лиц, подпадающих под действие Закона "О предотвращении коррупции". Заполнять нулевую декларацию и отчитываться о доходах (в том числе и полученных в результате уклонения от уплаты налогов) придется президенту страны, главе правительства и министрам, народным депутатам и депутатам местных советов, госслужащим и должностным лицам прокуратуры, СБУ, НАБУ, работникам полиции, налоговой милиции, судьям Конституционного суда и прочим чиновникам. Остальные граждане могут поучаствовать в нулевом декларировании в добровольном порядке. Им также позволят "засветить" суммы, получение которых в свое время было сопряжено с уходом от налогов. И чиновникам, и рядовым украинцам фискалы обещают верить на слово. Указанные в "нулевых" декларациях цифры никто проверять не будет.

Не наказывать за налоговые преступления обещают тех, кто согласится уплатить налог с задекларированных серых капиталов. Ставки будут применяться разные.

Если лицо согласится разместить выведенные на свет доходы в украинском банке, ему придется уплатить 5% с "засвеченной" суммы (на этот случай в законодательстве даже планируют прописать какие-то гарантии возврата таких средств из банков). В противном случае ставка составит 10%.

Если чиновник, подпадающий под действие закона о коррупции, не подаст декларацию, его доход будет по умолчанию равен 750 минимальным зарплатам (913,5 тыс. грн.). Очевидно, что для многих наших власть предержащих это лишь "обеденная сумма". 

После проведения нулевого декларирования чиновники и публичные лица останутся на мушке у фискалов. К ним будут применять непрямые методы определения базы налогообложения — мониторить все крупные покупки и ежегодно сопоставлять их официальный доход (с учетом нулевого декларирования) и расходы. С любых сумм расходов, превышающих доходы, придется платить налоги.

Эксперты считают, что внедрить нулевое декларирование сейчас вполне реально. "Шансы есть. Они напрямую связаны с желанием власти принять налоговую реформу летом текущего года. Если на этот раз обойдется без политических амбиций и реформа состоится, то ее венцом как раз и может стать всеобщее нулевое декларирование. Но без налоговой реформы нулевое декларирование будет с нулевым результатом", — убежден эксперт Института общественных исследований Юрий Федчишин. К тому же нынешнюю концепцию поддерживают депутаты. По всей видимости, она создавалась под непосредственным контролем парламентского комитета по налогам. 

Но, чтобы проект сработал эффективно, необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, непрямые методы контроля фискалы должны применять не только к чиновникам и публичным лицам, но и к членам их семей. В противном случае нечестно нажитые капиталы будут транжирить жены, дети и прочие родственники госслужащих. А те продолжат декларировать скромные доходы и демонстрировать аскетический образ жизни.

Во-вторых, необходимы изменения в Налоговый кодекс. "Нужно снизить налоговую нагрузку, особенно НДФЛ и ЕСВ, а также позволить физическим лицам относить на затраты объективные статьи расходов — на медицину, образование, потребление и так далее по примеру развитых стран. После этого необходимо реформировать налоговое администрирование, чтобы уплата налогов была безболезненной, а придираться без причин и последствий для себя налоговики к плательщикам не могли", — отмечает Юрий Федчишин.

В третьих, в Украине предлагают провести именно нулевое декларирование (предусматривает освобождение от ответственности за нарушение валютного, налогового законодательства), а не амнистию капиталов (освобождение от ответственности и от уплаты налогов с легализованных сумм). "Но освобождение только от ответственности без освобождения от уплаты налогов не станет достаточным стимулом для выведения из тени доходов гражданами. У некоторых наших сограждан такой большой "потенциал по легализации капитала", что уплатить с него единоразово налоги они просто не могут, не подорвав материальной основы своего существования", — констатирует адвокат, директор департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.  

Хотя, по его словам, одновременно существует риск, что амнистия капиталов (без уплаты налогов) может открыть возможности, чтобы упрочить теневое положение и задекларировать доходы "с запасом". "То есть, кто-то сможет задекларировать доходы "наперед" и продолжать оставаться в тени. При этом уже не придется обосновывать источники доходов. Можно говорить, что это все "прежние задекларированные в нулевой декларации доходы", —признает Реутов.

Еще один важный момент, который должен сопутствовать проведению нулевого декларирования, — либерализация движения капиталов и ограничений на валютном рынке. Не зря одновременно с концепцией ГФС Нацбанк презентовал и свой документ, касающийся изменений валютного законодательства. Параллельно должна быть проведена реформа ГФС и судебной системы. "Амнистия должна обеспечить баланс между раскрытием активов физлиц и послаблением валютного и инвестиционного регулирования, между свободным перемещением капитала и его добровольным декларированием в базе налогообложения, амнистией в отношении предыдущих правонарушений и добросовестной уплатой налогов физлицами в дальнейшем. А при отсутствии кадровой реформы как налоговой, так и судов доверия не будет и перспективы амнистии (как и в случае с недавней  программой налогового компромисса для юридических лиц) пока призрачны", — полагает Наталья Руденко, старший менеджер налогово-юридического департамента компании "Делойт".

К слову, чтобы легализация капиталов состоялась, в законе должна быть прописана ответственность за разглашение информации о лицах, заполняющих декларации. В противном случае данные, попавшие к должностным лицам, могут стать и достоянием общественности, чего весьма опасаются политики  и чиновники высшего ранга.

Владимир Котенко
Партнер, руководитель налогово-юридической практики EY в Украине

Озвученная ГФС концепция в принципе верна. Непрямые методы контроля доходов начнут внедрять сначала для чиновников. Они же должны будут пройти процедуру нулевого декларирования. Это декларирование будет решать две задачи: создание точки отсчета для непрямых методов и амнистия.

Гражданам, которые хотят подвести черту под прошлым, также позволят это сделать при условии уплаты определенной суммы налогов. Конечно, такая амнистия может возмутить тех, кто все годы честно платил налоги в бюджет. Возможно, их утешит то, что амнистия не предполагается в отношении доходов, полученных от незаконной деятельности.

Звучали призывы распространить непрямые методы и нулевое декларирование на всех без исключения граждан. Но тогда существует риск, что процесс затянется на много лет, а до тех пор ни амнистии, ни непрямых методов не будет. Хотя, возможно, те, кто призывает к максимально широкому распространению непрямых методов, на самом деле заинтересованы в недопущении их введения.

Очень важно, чтобы "кнут" в виде непрямых методов контроля доходов применялся одновременно с "пряником" в виде валютной либерализации. Иначе эффект по выводу доходов из тени достигнут не будет. Что касается санкций для тех, кто не хочет честно декларировать доходы, то они и сейчас достаточно жесткие: за нарушение валютного законодательства штраф может достигать 100% от суммы нарушения, налогового законодательства —25-75% от суммы плюс уплата самого налога. Беда в том, что таких нарушителей сейчас фактически не ловят. Именно поэтому так важно, чтобы в Украине эффективно заработала система их поиска и наказания. Люди будут исполнять закон только в случае высокой вероятности того, что их нарушения будут обнаружены. Сейчас ГФС не располагает достаточной информацией, чтобы выявлять разного рода схемы, особенно если те реализуются с помощью зарубежных структур. Но если Украина присоединится к международной системе автоматического обмена налоговой информацией, ГФС уже в 2017-2018 гг. сможет получать данные из других стран об иностранных и офшорных компаниях украинских резидентов и оперативно реагировать на нарушения.