Кому Порошенко продаст активы
Вчера Петр Порошенко в очередной раз поделился в общественностью своим видением того, как он собирается разделить политическую деятельность и бизнес. "Я дал распоряжение срочно найти инвестиционного банкира-консультанта, чтобы найти покупателя на мои бизнес-активы", - заявил "без пяти минут президент".
Однако велика вероятность, что в деле продажи компаний, входящих в бизнес-империю Порошенко, не поможет ни один консультант.
Основным активом Петра Алексеевича считается корпорация "Рошен", которая даже по консервативным подсчетам стоит $1,2-1,5 млрд. Откровенно говоря, вряд ли кто-то из украинских бизнесменов способен в одиночку купить все активы: кондитерская отрасль - бизнес довольно специфический, тем в Украине, у кого есть такие средства, он не интересен. Особенно на фоне падения внутреннего потребления и проблем с РФ, на которую приходится до 15% экспорта "Рошен".
С другой стороны, потенциальными покупателями могут стать международные корпорации - Mars, Mondelēz, Nestlе и т.д. Деньги у них есть: к примеру корпорацию Wrigley Mars купил за $23 млрд., правда было это еще до кризиса, и сделка позволила есть компании мировым лидером в производстве конфет и мармелада. С тех пор ничего подобного не кондитерском рынке не происходило. Корпорациям шоколадный бизнес, входящий в двадцатку крупнейших в мире, конечно, интересен. Но только в случае, если для украинских фабрик будут открыты европейские и российский рынки. Так что необходимость договориться с РФ для Порошенко дело не только "президентское", но и личное. Правда, в случае продажи "Рошен" международным корпорациям дело может затянуться не до осени, как обещал Порошенко, а до следующего года. Да и поняв, что продавец спешит, они непременно постараются сбить цену. А, как говорят знающие люди, за дешево свое детище Петр Алексеевич не отдаст.
Еще одним потенциальным покупателем может стать Китай. В последние годы китайцы интересовались рядом кондитерских активов на территории стран СНГ. Дело в том, что спрос на шоколад в Поднебесной растет в среднем на 12% в год - небывалый показатель, а для Старого света вообще немыслимый. Однако официально ни об одной крупной покупке до сих пор неизвестно. Не то, чтобы кондитерские фабрики не продавались: к примеру, в прошлом году на продажу была выставлена казахстанская "кондитерка" АО "Рахат" (76% акций), причем ее продажи в Китай годом ранее оценивались в $320 тысяч. Так что смысл купить ее у китайских бизнесменов был. Но в итоге "Рахат" купила южнокорейская LOTTE Confectionery оценочно за $150 млн.: говорят, китайцев интересуют только недорогие покупки в этом отрасли. Продавать же фабрики по отдельности означает потерять до трети стоимости корпорации - так оцениваю эксперты сами по себе восемь фабрик "Рошен".
Можно конечно пойти по пути, скажем, тех же братьев Клюевых, которые пару лет назад убеждали Украину и мир, что продали Solar Aktiv малоизвестному швейцарскому бизнесмену. Но, как показывает практика, такому никто уже давно не верит.
Так что наиболее реальным вариантом открестится от бизнеса для Петра Порошенко является передача активов в закрытий инвестиционный фонд. Другое дело, что это будет за фонд. Если речь пойдет о передаче активов реальной западной структуре, то в таком случае Порошенко будет полностью на некоторое время отстранен от управления корпорацией, а ведь это бизнес всей его жизни. И, говорят, именно благодаря деятельности Петра Алексеевича компания поднялась так высоко. Украинским бизнесменам в принципе тяжело кому-то доверить даже часть своего бизнеса, это, наверное, ментальное, а уж чтобы полностью отказаться - таких примеров в высших эшелонах бизнеса пока не обнаружено. В случае же если будет принято решение передать корпорацию в управление "карманной" структуре, то можно не сомневаться - найдется масса "доброжелателей", которые расскажут о том, как обстоят дела на самом деле.