Кому достанется империя братьев Клюевых
Битва за наследие "Укрподшипника"
Начало весны 2016 г. выдалось для беглых братьев Андрея и Сергея Клюевых по-настоящему жарким. В отношении их австрийской компании SLAV Handel и двух аффилированных с ней структур (SLAV Beteiligung GmbH и SLAV AERO GmbH) в Вене стартовал процесс банкротства. По данным австрийского общества защиты прав кредиторов KSV1870, сумма долгов SLAV Handel превышает отметку в 111 млн евро, а SLAV Beteiligung GmbH и SLAV AERO GmbH — порядка 17,7 млн евро. Все указанные структуры принадлежат одиозным братьям Сергею и Андрею Клюевым, которые являются фигурантами санкционного списка Евросоюза как представители ближайшего окружения экс-президента Виктора Януковича и объявлены в розыск властями Украины.
По данным немецкого издания Deutsche Welle, основным кредитором группы компаний SLAV является китайская государственная корпорация CNBM International, на которую приходится порядка 90% задолженности. Так что, скорее всего, именно китайцы и получат контроль над австрийскими компаниями братьев Клюевых (первое собрание кредиторов состоится уже 30 марта).
В свою очередь, у "Укрподшипника" есть ценные промышленные активы в Украине. В первую очередь это, безусловно, Артемовский завод по обработке цветных металлов (АЗОЦМ) в Донецкой области, выручка которого в 2014 г. составила почти 1,5 млрд грн. и который может выпускать 120 тыс. т круглого и плоского проката и 60 тыс. т медной катанки ежегодно. "Укрподшипник" владеет 38% акций АЗОЦМ, но уже давно не участвует в оперативном управлении заводом. "Всем там управлял Вадим Шпаковский", — рассказала "ДС" руководитель одной из инвесткомпаний, ранее являвшейся миноритарным акционером АОЗЦМ. Вадим Шпаковский — близкий друг Клюевых, до недавнего времени контролировал около 49% акций АЗОЦМ. Однако в конце 2015 г. он продал свой пакет. У кого сейчас эти ценные бумаги, в отчетах АЗОЦМ не указывается. Но определенный вывод можно сделать из результатов последнего собрания акционеров завода, прошедшего в октябре прошлого года, на котором Шпаковский и его сын Артем покинули места в наблюдательном совете. Новым главой набсовета АЗОЦМ стал Роман Кипоть, начальник главного управления развития корпоративных активов Мегабанка, который контролирует харьковский бизнесмен, гендиректор подконтрольного государству завода "Турбоатом" Виктор Субботин. Также в руководящие органы вошли другие представители группы Субботина — сотрудник Мегабанка Александр Штефан, харьковчанки Оксана Бондарь и Татьяна Хахалева (последняя работает в компании "Мега-гарант" все того же Субботина).
Причины смены "смотрящих" за АЗОЦМ лежат на поверхности. Еще в 2012 г. Мегабанк открыл артемовскому предприятию трехлетнюю кредитную линию на $11 млн, которая остается непогашенной до сих пор. Дела на АЗОЦМ за это время совсем разладились. С 2014 г. завод потерял российский рынок и оброс убытками. Только в 2014 г. они превысили 120 млн грн., а общие долги завода превысили полмиллиарда гривень.
Помимо АЗОЦМ, "Укрподшипник" владеет крупными пакетами еще нескольких компаний. Среди них — Новогродовский машзавод в Донецкой области, выпускающий твердотопливные котлы, и Артемовский машиностроительный завод "Вистек" — крупнейший в Украине производитель калиброванных цепей. Однако совсем не факт, что китайцам удастся без проблем получить контроль над этими активами. Крупнейшим кредитором указанных предприятий является Проминвестбанк, подконтрольный властям России, на территории которой сейчас укрываются Клюевы (один только "Вистек" должен ПИБу более 110 млн грн.). Кроме того, за доступ к этим активам борется и государственный Укрэксимбанк, долг "Укрподшипника" перед которым оценивается почти в 38 млн евро. Наконец, часть активов Клюевы успели благополучно перепродать.
В середине 2014 г., уже после бегства Андрея Клюева из Украины, сменился собственник Константиновского металлургического завода, крупнейшего в стране производителя калиброванного стального проката. На начало 2014 г. "Укрподшипник" владел более 66% акций этого предприятия, а уже в середине года единственным акционером завода стала зарегистрированная в Великобритании компания Surrey Dymanics, которая считалась близкой к банку "Капитал" Руслана Щербаня.
Китайцы хотят больше места под солнцем
Чуть раньше, в феврале 2016 г., о банкротстве объявила другая знаковая австрийская структура Клюевых — Activ Solar, долги которой превысили полмиллиарда евро.
Ее основным кредитором также является CNBM, представители которой уже успели официально заявить, что к ним в счет долгов перешла сеть солнечных электростанций Activ Solar в Украине, генерировавшая около 3 млрд грн. ежегодной выручки. "На сегодняшний день мы получили солнечные объекты от Activ Solar. Эти проекты принадлежат CNBM целиком", — говорится в письме журналу "Новое время" за подписью президента китайской компании Джинсонга Жанга. Вдобавок CNBM может претендовать на получение контроля над запорожским Заводом полупроводников, 74,99% акций которого принадлежат Activ Solar. Тем более что еще в 2013 г. китайцы наладили сотрудничество с этим предприятием, подписав с ним контракт на поставку монокристаллических кремниевых пластин на сумму около 18 млн евро. Впрочем, здесь также все непросто. Как сообщала "ДС", крупнейшим кредитором этого предприятия, рассматривавшегося как важная составная часть вертикально интегрированной структуры Activ Solar (поликремний, который на нем должен был производиться, после обработки становился основой для элементов солнечных модулей), является уже упомянутый Укрэксимбанк. Это финучреждение в рамках генерального соглашения с июня 2009 г. по апрель 2010 г. подписало с запорожским заводом семь кредитных договоров и выдало ему около 100 млн евро и $180 млн. В январе прошлого года по иску близкой к кировоградскому бизнесмену Геннадию Когану компании "Ай. Ти. Джи-Инвест" стартовал процесс банкротства Завода полупроводников, а уже в июле суд утвердил реестр требований к нему на астрономическую сумму более 8,5 млрд грн., из которых львиная часть пришлась на Укрэксимбанк (5,146 млрд грн.). Тогда как претензии Activ Solar, узаконенные судом, составили лишь 3,16 млрд грн.
Таким образом, уже сейчас бизнес-империю братьев Клюевых, выстроенную ими не в последнюю очередь благодаря политическому влиянию (Андрей Клюев с 2001 г. был одним из высших функционеров Партии регионов, после чего занимал должности вице-премьера по ТЭК, первого вице-премьера, секретаря СНБО и главы администрации президента, а Сергей был депутатом ВР четырех созывов), можно смело списывать со счетов. Если еще в 2013 г. состояние братьев Клюевых оценивалось более чем в $600 млн, то сейчас сомнительно, что за оставшиеся у них структуры они смогли бы выручить хотя бы десятую часть этой суммы. Лишившись политической поддержки со стороны своих основателей и тепличных условий для ведения бизнеса (дешевых кредитов от государственных банков, высоких "зеленых тарифов" и пр.), империя Клюевых продемонстрировала свою нежизнеспособность в рыночных условиях и под натиском кредиторов за считанные месяцы превратилась в груду обломков.