Война за компенсацию. Как Коломойский мешает Ощадбанку сбить с Путина $1,3 млрд
Структуры, контролируемые Игорем Коломойским, сражаются с государственным Ощадбанком за право получить компенсацию за потерянные в Крыму активы. Но тут проступает интерес еще одного игрока – Сергея Тигипко
История споров различных хозяйствующих субъектов Украины за оставшиеся в аннексированном Крыму активы – это очень лихо закрученный сюжет. Чтобы понять, почему миллиардер Игорь Коломойский использует свое влияние, не давая украинскому государству получить хоть какую-то компенсацию от агрессора, мы постарались его раскрутить – посмотреть что к чему.
Первая линия сюжета
Все началось с того, что Третейский суд в Гааге обязал Россию возместить ряду украинских компаний убытки за аннексию Крыма. Само решение было единогласно вынесено 2 мая 2018 г.: агрессора признали ответственным за нарушение прав украинских инвесторов, начиная с 21 марта 2014 г. (в этот день президент РФ Владимир Путин подписал указ об аннексии Крыма). Победителями в споре оказались 18 украинских компаний, а также одно физическое лицо – те, кто подавал иски против России.
В частности, победителями в процессе были, по данным СМИ, связанные с Коломойским и его партнерами ООО "КУА Финансовый капитал" (запомним название) и ООО "Телерадиокомпания Жиса".
В рамках исполнительного производства по выполнению решения Арбитражного суда Гааги в марте 2020-го прошел аукцион по продаже 99,77% акций Проминвестбанка – они были оценены в 268,7 млн грн. Его победителем стала финансовая компания "Фортифай", которую с недавним пор СМИ связывали с окружением Игоря Коломойского.
Вторая линия сюжета
26 ноября 2018-го было вынесено решение Международного коммерческого арбитража (Париж, Франция) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства юстиции РФ $1,1 млрд в качестве компенсации за экспроприацию активов Ощадбанка в Крыму (с учетом процентов, общая сумма требований составляет уже $1,3 млрд). Однако Россия исполнять предписание не торопилась и не собиралась.
2 мая 2019-го в Киевский апелляционный суд обратились представители Ощадбанка, которые требовали от России выполнить решение арбитража, в частности путем конфискации имущества страны на территории Украины.
17 июля 2019 г. Киевский апелляционный суд удовлетворил заявление банка и предоставил разрешение на выполнение парижского арбитража. Проще говоря, именно Ощадбанк должен был получить причитающуюся сумму компенсации за крымские активы. Одна из форм такой компенсации – переход в собственность госбанка банковских активов россиян на территории Украины. И в частности – Проминвестбанка.
Итак, Ощадбанк пытался взыскать с РФ $1,3 млрд компенсации за крымские активы, запустив ряд ряд исполнительных производств. Однако эти действия оспорило ООО "Телерадиокомпания Жиса" – и добилось 26 декабря 2019 г. отменены постановления государственного исполнителя о взыскании активов Проминвестбанка в пользу Ощадбанка. Последний подал жалобу в Верховный Суд, но 18 июня 2020-го суд отказался удовлетворить эту жалобу и оставил без изменений постановление Киевского апелляционного суда.
Решение свелось к тому, что сперва компании Игоря Коломойского и его партнеров должны получить с РФ $159 млн компенсации за их недвижимость, экспроприированную в Крыму после аннексии украинского полуострова Россией, а уже потом свое получит Ощадбанк. Это, возможно, основная причина, почему приватовцы сражаются с госбанком. Но здесь проглядывается и другой интерес.
Кто первым попользует Проминвестбанк?
И вот теперь новое развитие событий: некое ООО "ИКБ-Инвест" (это дочерняя компания ООО "КУА Финансовый капитал", которое упоминалось выше) в сентябре обратилось в Верховный Суд с жалобой на постановление Киевского апелляционного суда. "ИКБ-Инвест" просит Верховный Суд отменить уже само решение Киевского апелляционного суда от 17 июля 2019-го (ранее, напомним, другая компания добилась отмены исполнительных производств).
И тут неожиданно Антимонопольный комитет Украины на заседании 8 октября дал разрешение кипрской компании Luregio Ltd. на покупку более 50% в капитале ООО "Финансовая компания "Фортифай". На практике это означает, что Проминвестбанк перейдет под контроль бизнесмена и политика Сергея Тигипко. Дело в том, что именно ему через T.A.S. Overseas Investments Ltd принадлежит с декабря 2019-го компания Luregio Ltd.
Также, напомним, Сергею Тигипко принадлежат ТАСкомбанк и УниверсалБанк (на базе которого действует проект Монобанк). Вообще, банковский бизнес – давняя сфера интересов Тигипко. В частности, можно вспомнить, как он, например, покупал ВиЭс Банк у российского Сбербанка, а также портфели обанкротившихся финучреждений, таких как Диамантбанк.
Получается, атакуя претендующий на Проминвестбанк государственный Ощадбанк, Игорь Коломойский также теперь уже защищает и интересы Сергея Тигипко…
Фото: Depositphotos