Комиссия по ценным бумагам больше не хочет работать бесплатно
Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) планирует поправить дела за счет подопечных. По словам главы комиссии Тимура Хромаева, регулятор подготовил законопроект, устанавливающий дополнительные источники собственного финансирования. Ими должны стать комиссии за обращение ценных бумаг, предоставление админуслуг (выдачу сертификатов, лицензий и пр.), а также акциз от выпуска новых инструментов (акций, деривативов, облигаций и пр.). "Мы не хотим зависеть от госбюджета. Неправильно использовать деньги налогоплательщиков для предоставления надзорных функций. За них должны платить сами участники и эмитенты", - поясняет Хромаев.
Сейчас регулятор также берет с компаний деньги за те же админуслуги. Но все свои заработки НКЦБФР перечисляет в госказну. По данным комиссии, за первое полугодие только за предоставление админуслуг она перечислила в бюджет 5,2 млн грн. Например, выдача лицензии на осуществление профдеятельности на фондовом рынке стоит 3 тыс. грн, а ее переоформление - 1,5 тыс. грн. Больше всего средств - почти 3,3 млн грн поступило от регистрации выпуска ценных бумаг: регулятор зарегистрировал 61 выпуск акций и 53 - облигаций.
Понятно, что уменьшить перечисления в госбюджет комиссии никто не позволит. Поэтому выхода у НКЦБФР остается два: повысить расценки на уже существующие услуги, и оставлять себе "излишек" либо ликвидировать бесплатные сервисы. Например, сейчас не взимается плата за выдачу и замену свидетельств о регистрации объединений профучастников фондового рынка и саморегулирующих организаций, внесение изменений в реестр аудиторских фирм, регистрацию изменений к проспектам эмиссий ценных бумаг, остановку и возобновление оборота ценных бумаг и многое другое. Только за шесть месяцев регулятор провел 1443 такие операции без пользы для себя и бюджета. Если сделать все услуги платными, то сумму поступлений от предоставления админуслуг НКЦБФР можно удвоить.
В последние два года из госказны на содержание НКЦБФР выделялось порядка 47-48 млн грн в год. Этих средств хватало только на зарплату сотрудникам, уплату налогов, текущие расходы и коммунальные платежи. Как утверждает Тимур Хромаев, никаких затрат на IT-обеспечение не предусмотрено. Хотя именно НКЦБФР должна быть одним из наиболее прогрессивных регуляторов, ее сотрудники большую часть времени занимаются "бумажной" работой. Комиссия и сейчас ищет дополнительные источники средств. Она уже привлекла $10 млн технической помощи от ЕБРР для реализации программы изменения финансовой инфраструктуры страны. Но подобные "донорские" средства - целевые, регулятор не имеет права их использовать на текущие потребности.
Участники рынка готовы приобщиться к финансированию регулятора, но только если это не увеличит нагрузку на компании. Сейчас, например, за регистрацию выпуска эмитент платит госпошлину, причем немалую. Логично было бы часть суммы направлять в госказну, а часть - в "корпоративный" бюджет комиссии. По такой же схеме можно "делить" и стоимость других услуг - лицензирования, регистрацию финучреждений и пр. Но, очевидно, что в Минфине от фондовых денег точно не откажутся. Поэтому финансирование комиссии ляжет на плечи бизнеса дополнительным бременем.
К тому же содержать НКЦБФР имеет смысл только при определенных условиях. "Если бы рынку дали хоть какие-то полномочия влиять на комиссию. А то деньги будут брать для обеспечения качественного надзора, а что делать если рынок не получает этого качественного надзора? Кто будет определять, какой надзор качественный, а какой нет? А бесконтрольный сбор денег с рынка - это очередной налог. И тогда этот вопрос должна решать не комиссия, а Верховная рада. В рамках общего бюджета страны. Если какие-то деньги с бюджета не выделяются - например, на финансирование НКЦБФР, а берутся напрямую с участников рынка, значит, какие-то налоги или сборы в бюджет нужно уменьшать. Иначе Минздрав будет брать деньги с аптек, Минтранс - с перевозчиков, Минкульт - с театров и т.п.?", - недоумевает Алексей Сингур из ООО "Оптима Капитал".
Как рождалась идея нового финансового налога
Идея собирать дань с компаний витает на финансовом рынке не первый год. В свое время с такой инициативой выступала Госфинуслуг и ее правопреемница Нацкомфинуслуг. Каждый глава этого ведомства в том или ином виде лоббировал платежи надзора, но идея не находила поддержки во властных структурах. Дальше всех пошел Василий Волга. Он предлагал внести изменения в Налоговый кодекс, прописав там норму об уплате так называемых платежей надзора. Планировалось, что участники рынка будут платить от 0,1% до 1% от оборота или собранных премий. От коллег не отставал и фондовый регулятор. Экс-глава НКЦБФР Дмитрий Тевелев предлагал альтернативный вариант: создать спецфонд в структуре бюджета, в котором бы аккумулировались средства, полученные комиссией за предоставление административных услуг и сборы от регистрации ценных бумаг. Эти должны были направляться исключительно на финансирование работы комиссии.