Кто заставит НБУ почистить "черный" список банкиров
Новый орган будет рассматривать дела "неблагонадежных" банкиров, попавших в "черный" список НБУ, а в последствии, возможно, и других участников финансовых рынков. О том, как комиссия планирует отстаивать репутацию финансистов, "ДС" рассказал ее глава, председатель Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей
А.Г. Уже подписан меморандум с участниками финансового рынка, а проект Положения об Апелляционной комиссии принят за основу. Этот документ будет доработан в течение двух недель. В Комиссию вошли 13 представителей общественных организаций, которые уже на первом заседании внесли ряд существенных дополнений и замечаний к предложенному проекту.
Мы взяли тайм-аут, чтобы каждый из членов комиссии (уполномоченный и делегированный представитель от своей организации) мог более внимательно ознакомиться с внесенными поправками. Особо дискуссионным является предложение: будет ли комиссия общественной платформой или начнет работать в формате ассоциации. Мнения по этому поводу разделились. Ждем мнение всех участников рынка.
"ДС": Видел ли кто-то, помимо сотрудников НБУ, "черный" список банкиров с неблагонадежной репутацией?
А.Г.
Такой список есть на рабочих столах ответственных работников НБУ. Он является, скорее, рекомендательным, чем официальным, и используется при утверждении кандидатов на руководящие должности в коммерческих банках. Сегодня с рынка уже выведено 63 банка и в списке НБУ более тысячи топ-менеджеров, которые считаются неблагонадежными. Это неудивительно, так как более 30 тысяч сотрудников банков остались без работы. Но хочу подчеркнуть: на сегодня прокуратурой заведено более 300 уголовных дел, но к ответственности был привлечен лишь 21 банкир. Поэтому возникает множество вопросов. Например, почему в "черный" список попало такое огромное количество банкиров, если закон нарушили только двадцать? Почему процесс обсуждения критериев деловой репутации не был публичным и открытым? И многие другие.
Всего в Украине на 1 октября 2015 года было 123 работающих банка. Процесс очищения банковской системы прошел первый этап и на днях в НБУ намерен начать следующий, в рамках которого многие из банков третьей и четвертой группы (в них насчитывается 92 финучреждения) будут выведены с рынка. Многие работники финансового и банковского рынков уже потеряли и еще потеряют "право на работу" и должны будут защищать свою деловую репутацию в судах, подавая иски к НБУ и банкам-работодателям. Этот процесс будет длиться не один и не два года. Так почему нельзя быть более объективным в критериях деловой репутации в начале пути? Это лучше, чем расходовать деньги налогоплательщиков в судах и апелляциях и признавать ошибки от своих эмоциональных решений.
А.Г. Основанием для этого является постановление Нацбанка №357, приняв которое, регулятор выдержал не все нормы Трудового Кодекса, а также законодательства, регулирующего работу в банковском и финансовом секторе. Мы с этим не согласны. Комиссия готова предоставить специалистов для консультаций. У банковского сообщества уже есть Кодекс банкира, который может обсуждаться с НБУ. Мы готовы взять за основу те критерии, которые в нем фигурируют, для определения "чистоты" деловой репутации банковских работников. Если у НБУ есть какие-то дополнительные критерии, мы готовы их услышать.
"ДС": Как вы планируете добиться, чтобы к решениям комиссии прислушивались в НБУ? Ведь если регулятор не будет выполнять ее решений, какой тогда смысл в создании нового органа?
А.Г. Сегодня мы в начале пути, ответить на этот вопрос - значит предвосхищать события. Пока мы не получим все замечания и предложения к Положению об Апелляционной комиссии, мы не можем определить глубину проблем рынка. При обсуждении организационных моментов мы определим формат взаимодействия как с НБУ, так и с другими регуляторами.
Многие работники финансового и банковского рынков уже потеряли и еще потеряют право на работу и будут защищать свою деловую репутацию в судах. Этот процесс будет длиться не один и не два года
Главная задача комиссии - это защита профессиональных интересов всех участников финансового и банковского рынка, включая простых работников этих учреждений. А ставя под сомнение целесообразность создания общественных организаций, мы никогда не сможем достичь уровня демократических свобод развитых стан, где мнение плательщика налогов (работодателя) выше чем государственного менеджера (работника). Наша цель - наладить конструктивный диалог на финансовом и банковском рынке между "работодателями" и " работниками".
"ДС" Кроме банковских объединений в комиссию вошли представители страховщиков, кредитных союзов, фондового рынка. Для чего это было сделано? Ведь в списке НБУ находятся только банкиры...
А.Г. Было бы очень некорректно, если бы банкиры сами говорили о своей деловой репутации. Речь идет об объективном подходе к вопросу. Да, сегодня в списке только работники банковской отрасли, но завтра эта проблема может коснуться и представителей страхового, фондового рынка.
Мы ожидаем очищения небанковских рынков. Это сложная и долгая работа, но она должна быть понятной, открытой и публичной. Нельзя допускать субъективизм со стороны чиновников, который часто граничит с коррупцией.
НБУ готов принять на себя функции мега-регулятора и вскоре он начнет перебирать на себя полномочия по регулированию небанковских рынков. Поэтому мы уже сейчас концентрируем свои силы, чтобы в перспективе иметь возможность апеллировать новому регулятору и не допустить, чтобы он злоупотреблял своими сверх возможностями. Любое действие на рынке порождает противодействие.