Когда будет пройдено дно кризиса: Теневая экономика дойдет до 50% ВВП
В следствие разрастания экономического кризиса украинская экономика все глубже погружается в тень. Доходы населения быстро падают, безработица растет. Пытаясь пережить смутное время, граждане ищут дополнительный заработок в теневом секторе (часть экономики, не контролируемая и не учитываемая государством). Точно так же на попытки государства внедрить "особый", кризисный режим регулирования и тотального контроля налогоплательщиков реагирует бизнес. "Интегральный показатель уровня теневой экономики в течение последних лет хронически повышался: в 2012 году он составлял 32%, в 2013-м - 35%, а по итогам первого квартала 2014 года его значение превысило 40%. Массовый отток депозитов из банков, а также вывод капиталов представителями предыдущей власти и многими предприятиями усугубили ситуацию. Поэтому по состоянию на конец 2014 года теневой сектор может показать прирост еще на несколько процентных пунктов", - полагает директор рейтингового агентства IBI-Rating Григорий Перерва.
Один из методов, применяемых Минэкономики для оценки тенизации, базируется на сравнении показателей розничного товарооборота и расходов граждан на покупку товаров и услуг (см. таблицу). Исходя из такой формулы, теневой сектор за три квартала 2014 г. увеличился примерно на 15,6 млрд грн. против аналогичного периода прошлого года - до 290,7 млрд грн. (данных по расходам населения в четвертом квартале еще нет, соответственно, нельзя подсчитать показатель тенизации). "Это часть теневого сектора, связанная с мелким и средним бизнесом, который работает за наличные и не платит налоги. Большая доля тени в Украине приходится на крупный и очень крупный бизнес. И здесь объемы оценить чрезвычайно сложно", - утверждает экономист "CASE Украина" Владимир Дубровский.
Новые возможности для теневиков открыла война. В оккупированной части региона отсутствует фискальный контроль - налоговики бессильны проверить достоверность налоговой отчетности, поступающей из зоны АТО. Встречные налоговые сверки сейчас также невозможны. А ведь именно они являлись наиболее эффективным инструментом выявления налоговых ям, "партизанов" и других схем налоговой оптимизации. Сейчас бизнесу достаточно включить в оптимизационную схему одно-два предприятия из охваченных войной городов, и доказать их участие в налоговых махинациях будет уже невозможно.
Подстегивает тень и аховая ситуация на валютном рынке - головокружительная девальвация гривни и острый дефицит валюты в стране. "Курс на межбанке - один, реальный - другой, при этом купить валюту на межбанке очень сложно. Поэтому компании вынуждены выходить в теневой рынок, чтобы продолжать завозить продукцию и рассчитываться с поставщиками", - рассказал "ДС" финансовый директор ООО "Текстиль-Контакт" Игорь Краса.
Последние изменения в Налоговый кодекс, якобы ослабляющие налоговый пресс, ситуацию вряд ли улучшат. Так, в Государственной регуляторной службе подсчитали, что снижение ставки единого социального взноса с 41 до 16,4% коснется не более 10% украинских предприятий. Так что ждать сколько-нибудь значимого эффекта от вывода зарплат из тени не стоит. Не даст ожидаемого результата и налоговая амнистия. "Такой шаг требует доверия бизнеса к власти, которого де-факто нет. Не исключено, что решение об амнистии впоследствии может быть отменено и у фискалов возникнут вопросы к предприятиям, признавшимся в уклонении от налогов. С оглядкой на это желающих покаяться в бывших прегрешениях и заплатить в бюджет вряд ли найдется много", - прогнозирует директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Эксперты допускают, что при отсутствии реальных реформ и усилении давления на бизнес теневой сектор продолжит разрастаться, приблизившись к концу года к отметке 50% ВВП. Исходя из прогноза номинального валового внутреннего продукта, заложенного в госбюджет-2015, в абсолютных показателях объем серой экономики может достигнуть 890 млрд грн. Снижение этого показателя возможно не раньше, чем страна начнет справляться с кризисом. "Но даже в лучшие годы удельный вес тени в экономике Украины не опускался ниже 30%, тогда как в благополучной Центральной Европе он колеблется в диапазоне 18-25%, а в странах Западной Европы не превышает 10%. Поэтому нам важно вернуться хотя бы к 30%. Это даст незамедлительный рост доходной части бюджета и базовых социальных показателей", - говорит Григорий Перерва. Подобный результат возможен не ранее 2017 г.