Когда будет пройдено дно кризиса: Донбасс обеспечил три четверти падения
Во второй половине января начали появляться цифры Госстата по итогам 2014 г. Вряд ли кто-то сомневался в том, что итоги эти окажутся неутешительными из-за войны на востоке страны. Однако, чтобы понимать реальную экономическую ситуацию и пытаться прогнозировать ее развитие, недостаточно смотреть на интегральные показатели, описывающие динамику тех или иных отраслей в целом по Украине (точнее, по материковой Украине, поскольку Госстат дает статистику без учета оккупированного Крыма). Нужно разделять динамику каждой отрасли на две составляющие, возможно, разнонаправленные: то падение, которое произошло в Донецкой и Луганской областях, и те тенденции, отрицательные или положительные, которые наблюдаются в остальных 22 областях и столице.
Экономика оккупированной части Донбасса с каждым месяцем все более деградирует, и этот процесс, конечно же, будет тянуть вниз общеукраинские показатели вплоть до того момента, пока в руководимых Кремлем марионеточных ДНР и ЛНР не наступит полный коллапс во всех сферах. Нет оснований ожидать, что Россия будет пытаться предотвратить такое развитие событий. Наоборот, одна из задач Путина как раз и состоит в том, чтобы донбасский коллапс затянул в себя экономику всей Украины.
Также нужно помнить о том, что начиная с весны прошлого года украинские компании стали активно вытесняться или же сами уходить с российского рынка, терять российских поставщиков или от них отказываться. Это не могло не сказаться на экономических показателях, но это разовая цена, которую нужно уплатить за достижение реальной политической и экономической независимости от России.
Поэтому понятно, что даже в мирных регионах дно кризиса еще не пройдено. И тем важнее проанализировать, когда оно будет достигнуто и сколько до него осталось процентов падения.
"ДС", используя самую свежую статистику, постаралась выяснить положение дел и дальнейшие перспективы в важнейших сферах экономики - промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, сфере услуг, торговле - в Донбассе и в 23 мирных регионах. Наконец, немаловажно посмотреть и на то, как реагирует на ситуацию в стране так называемый теневой сектор экономики.
Донбасс обеспечил три четверти падения
Аграрный сектор, который растет уже второй год подряд, стал той палочкой-выручалочкой, которая позволила сдержать падение промышленного производства в Украине. Особенно заметно это стало к концу 2014 г., когда в девяти регионах был зафиксирован даже рост промышленности по сравнению с 2013 г.: в Тернопольской (16,4%), Житомирской (7%), Закарпатской (5,8%), Винницкой (5,3%), Ровенской (3,6%), Волынской (3%), Киевской (1,2%), Николаевской (1,2%) и Кировоградской (0,3%) областях. Основными драйверами роста оказались перерабатывающие предприятия - для кризисного года феноменальными можно считать показатели в сахарной промышленности и мясопереработке, где объемы производства увеличились на 67 и 35% соответственно.
в полной мере ощутили последствия войны прежде всего из-за разрыва транспортного сообщения между металлургическими
и горно-обогатительными комбинатами
На другом полюсе оказались традиционные индустриальные регионы. Очевидны причины провала в экономике Донецкой и Луганской областей, масштабы которого нарастали по мере того, как в ходе боевых действий и усиления позиций сепаратистов разрушались производственная и транспортная инфраструктуры. Сокращение промпроизводства на 31,5 и 42%, "достигнутое" по результатам 2014 г. соответственно в Донецкой и Луганской областях, очевидно, продолжится по мере того, как террористы продолжат уничтожать инфраструктуру региона. При этом не только Донбасс, но области, с ним граничащие, уже в полной мере ощутили последствия войны. Так, из-за взрывающихся мостов периодически отсутствует транспортное сообщение между металлургическими комбинатами Мариуполя и горно-обогатительными Днепропетровщины. Последняя завершила прошлый год с падением промышленности на 7%. Вообще, чем теснее регион связан с Донбассом и Россией, тем хуже для его промышленности. И это справедливо как с точки зрения географической, так и технологической связки между предприятиями. В Харьковской области падение промпроизводства составило 5,2%, на Полтавщине - 7,2%, на Сумщине - 12,1%. Здесь нужно отметить, что машиностроительные заводы Сумщины ориентированы либо на отечественную угольную промышленность (например, конотопский "Красный металлист"), либо на энергетический сектор России (сумское НПО им. Фрунзе).
Однако наибольшее падение промпроизводства среди мирных регионов показал Киев - на 14,3% по сравнению с 2013 г. С одной стороны, оно также увязано с событиями в Донбассе. Речь идет о сворачивании части производства на оборонных предприятиях ("Арсенал" и др.) в связи с замораживанием экспортных контрактов в Россию. Другой важной причиной стал перенос за пределы столицы производственных мощностей "Галактона".
Итак, в целом в 2014 г. спад объема промышленной продукции по материковой Украине (без Крыма) составил 10,7%. Но в 23 регионах без Донецкой и Луганской областей - этот показатель составил только 2,7%. Иными словами, три четверти падения обеспечил Донбасс.
Что касается перспектив, то для их понимания следует посмотреть на динамику сокращения промпроизводства поквартально. По материковой Украине получается такая картина: в первом квартале спад составил 5,4%, во втором - 4,4%, в третьем - 16,7%, в четвертом - 16,8%. Донецкая и Луганская области ушли в минус на 10,6% в первом квартале, на 10,9% во втором, на 54,7% в третьем и на 58,3% в четвертом. В то же время остальные 23 региона дали в среднем падение на 3,7% в первом квартале, на 2% во втором, на 2,2% в третьем и на 0,8% в четвертом. Это говорит о том, что в мирных регионах материковой Украины дно еще не достигнуто, но все же темпы замедлились. Впрочем, даже если в 2015 г. падение прекратится и будет сохраняться нулевая динамика, то есть стагнация, или колебания вокруг нулевого прироста, это вряд ли должно стать поводом для радости. Недостаточно остановить спад - нужны стимулы для роста.
На ближайшую перспективу увереннее всего будут себя чувствовать регионы с развитой инфраструктурой переработки аграрной продукции. Если им удастся в полной мере компенсировать потерю российского рынка, то наметившийся в конце прошлого года рост продолжится. Пока же увеличившийся экспорт в Беларусь, которая выступает "переупаковщиком" украинских товаров для России, нельзя считать надежной перспективой. Эта лазейка может быть закрыта одним решением Роспотребнадзора. Для уверенного выхода на рынки Евросоюза требуются значительные инвестиции в технологии переработки. И чем дальше регион от непредсказуемого Донбасса, тем больше шансов на то, что инвестор таки туда придет. Там же, где промышленность жестко увязана с Россией, следует ожидать дальнейшей деиндустриализации.