Китай в темноте. Как Олимпийские игры лишат мир миллионов товаров
Не только в Европе бешеными темпами растут цены на газ и электроэнергию. Энергетический кризис добрался и Китая — от света отключают заводы и жилые районы
Поднебесная остается без света
В Китае — острая нехватка электроэнергии. Почти половина регионов страны не достигла целевых показателей энергопотребления, установленные Пекином, и теперь они вынуждены ограничивать потребление энергии. Среди наиболее пострадавших — Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун — три промышленных центра, на которые приходится почти треть экономики Китая. Во многих регионах (в основном на севере) останавливаются производства, от энергоснабжения отключают огромные заводы и жилые районы.
Приостановить работу вынуждены также множество поставщиков комплектующих для таких технологических гигантов, как Apple и Tesla. Также пострадали многие производители электронных компонентов для различной техники. Но, наверное, в самой сложной ситуации оказались гигантские перерабатывающие производства: от алюминиевых заводов до производителей текстиля и заводов по переработке сои. Например, Yunnan Aluminium Co., металлургический гигант с оборотом $9 млрд, сократил производство из-за давления со стороны Пекина. А в городе Тяньцзинь были закрыты заводы, которые перерабатывают урожай сои в пищевые масла и корм для скота. В Цзянсу, провинции недалеко Шанхая, с экономикой размером с экономику Канады, сталелитейные заводы закрылись, а более тысячи других фабрик и заводов власть приказала работать по схеме "два дня через два". Впрочем, 143 предприятия остановились полностью.
В провинции Гуандун, ВВП которой превышает всю экономику России и обеспечивает 10% выпуска продукции в Китае, для отдельных предприятий ввели схему "два дня через пять", при этом им необходимо удерживать уровень энергопотребления на 15% ниже уровня полной нагрузки в пиковый период.
В офисных зданиях приказано отключить лифты на втором и третьем этажах, а ряд производств переведен на ночной режим работы.
В некоторых городах выключили уличные фонари. В Чжэцзяне закрыто около 160 энергоемких компаний, включая текстильные фирмы. В Ляонин, на далеком севере Китая, 14 городов распорядились об аварийном отключении электроэнергии, что частично объясняется резким ростом цен на уголь. И это — в ситуации сезонного похолодания и понижения ночных температур до 10 градусов.
В целом, как сообщает Jiemian News, в 20 провинциях КНР введены ограничения на потребление электроэнергии, касающихся как промышленных предприятий, так и жилых домов.
Дорого и грязно
Есть две причины отключений электроэнергии: экологические проблемы и цены на уголь и газ. Хотя Китай в последнее десятилетие был мировым лидером по темпам роста зеленой энергетики, уголь до сих пор остается основой его энергорынка. На угольные электростанции с января по август этого года приходилось 56,14% из 2,28 млрд киловатт-часов электроэнергии, произведенной в стране.
Цены на уголь и газ в Поднебесной рекордно выросли из-за того, что правительство искусственно ограничивает добычу. Лицензии многих предприятий по добыче угля закончились, а новые они не могут получить уже около года, поэтому им пришлось остановить работу. Кроме того, сократились поставки импортного угля из-за перебоев, связанных с пандемией и карантинными мероприятиями на таможне. Также по политическим мотивам Китай продолжает запрещать поставки угля из Австралии. Между тем природный газ в Европе и Азии подорожал до сезонных максимумов, поскольку страны пытаются перебить цену друг друга, соревнуясь за запасы, что быстро истощаются.
За последний месяц тонна энергетического угля на бирже Чжэнчжоу подорожала на 40%, до $192,4 — это новый рекорд за 8 лет. По сравнению с прошлым летом цены взлетели вдвое.
Но цены на электроэнергию в Китае регулируются государством, и станции не в состоянии покрыть свои расходы. Через государственные ценовые механизмы производители электроэнергии вынуждены получать все меньшую и меньшую маржу, пока смысл работать не теряется полностью.
Кроме того, провинции ограничивают использование электроэнергии, чтобы выполнить цели по выбросам СО2 в атмосферу. Дело в том, что северные провинции КНР получают электроэнергию в основном от угольных станций (южные также, но в меньшей степени), и многие из них превысили свои квоты, которые ввели в стране с 2019 г. и регулярно просматривают сторону уменьшения.
Эти квоты — нефиксированные, ежегодно Пекин определяет их индивидуально для каждой провинции, а там уже местные власти распределяет их по конкретным предприятиями и электростанциями.
Надо отметить, что ситуация с окружающей средой и с выбросами парниковых газов в Китае действительно печальная. Вот как выглядит карта с сотней городов мира, которые больше всего загрязняют атмосферу выбросами углекислого газа.
Мировой рекорд загрязнения, как видим, в Китае — 23 города из 25.
И не только в углекислом газе проблема. Загрязнение воздуха в Китае уже такое, что под угрозой рождения новых китайцев. Исследование 18 тыс. пар в стране в прошлом году показало, что загрязнение твердыми частицами повышает вероятность бесплодия на 20%.
Наконец, энергетический кризис в Китае — частично дело рук самой Компартии: лидер страны Си Цзиньпин пытается обеспечить "голубое небо" на зимних Олимпийских играх в Пекине в феврале 2022 г. и показать международному сообществу, что он серьезно относится к снижению выбросов углекислого газа промышленностью. Кроме того, в ближайшее время, 12-13 октября, в Куньмине должна состояться конференция ООН по ситуации с окружающей средой, в которой по видеосвязи примут участие мировые лидеры. Значит, надо соответствовать высоким требованиям...
Что дальше?
Теперь Пекину придется решать непростую задачу: как добиться экологических целей, не нанося непоправимый вред экономике. Руководство Китая нацелено на годовой рост ВВП на 6%, при этом рост в первом полугодии составил 12,7%.
Но, судя по всему, руководство Китая поняло: мало смысла в богатстве, если ради него приходится дышать отравленным воздухом. Иначе говоря, если раньше Китай жертвовал экологической ситуацией ради экономического роста, больше он не намерен этого делать. "Лица, определяющие политику страны, похоже, готовы согласиться с более медленным ростом до конца этого года, чтобы достичь целевого показателя выбросов углерода, — сказал Ларри Ху, глава отдела экономики Китая в Macquarie Group. — Цель ВВП более 6% легко достижима, но целевых показателей выбросов нелегко достичь, учитывая устойчивый рост в первом полугодии ".
Зато экономисты Nomura Тинг Лу, Лишэн Ван и Цзин Ван считают: "Беспрецедентная решимость Пекина ввести ограничения на потребление энергии может дать долгосрочные выгоды, но краткосрочные экономические затраты будут значительные". Последствия могут быть настолько серьезными, что они даже снизили свой прогноз экономического роста Китая в текущем квартале с 5,1 до 4,7%. Экономисты также ухудшили годовой прогноз роста ВВП страны с 8,2 до 7,7%.
Для мировой экономики в целом конечным результатом того, что сейчас происходит в Китае, может быть нехватка всего — от текстиля до электронных компонентов. Перебои в электроснабжении в Китае могут нарушить глобальные цепочки поставок и съесть прибыль многих транснациональных компаний. Впрочем, оценить масштаб потерь мы сможем не раньше конца года — ситуация динамично развивается.
Разве что ведущие производители гаджетов пока уверяют потребителей, что их ситуация в Китае не коснется. Прежде всего потому, что на Тайване, где сосредоточены основные микроэлектронные производства, дефицита энергии нет.
То, что происходит, — прекрасный пример, как будет внедряться "зеленая повестка" в авторитарных обществах. В виде шоковой терапии, а не постепенной эволюции, как на Западе. Как видим, в Китае просто закрывают огромные заводы и фабрики ради сохранения климата и улучшения экологической обстановки. Запад, который серьезно настроен на "зеленый переход", давит на Китай, и поэтому некуда деваться — придётся просто тормозить свою индустрию ради сокращения выбросов парниковых газов. Ведь Запад (главный рынок китайских товаров) все равно настроен вводить высокие ввозные пошлины на продукцию со значительным углеродным следом.