Свободная зона. Китай предложил Украине стать его европейской колонией

Что сулит нашей стране соглашение о зоне свободной торговле с КНР

"Необходимо начинать диалог о создании зоны свободной торговли", — заявил посол КНР в Украине Чжан Сиюнь в ходе панельной дискуссии по перспективам участия Украины в новой стратегии правительства КНР "Экономический пояс "Шелковый путь" в рамках II Национального форума по поддержке экспорта, которая прошла в четверг, 10 ноября, в Киеве.

Это уже второе предложение заключить соглашение. Первое прозвучало в апреле текущего года, однако тогда украинская сторона сделала вид, что не услышала. В этот раз комментарий Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) был довольно сдержанным: китайский рынок интересен Украине, однако в ближайшее время переговоры о создании зоны свободной торговли не начнутся. "Китайский рынок однозначно является одним из приоритетных для Украины, — сделала комплимент Китаю торговый представитель Украины Наталья Микольская. — Однако решение о начале переговоров о создании зоны свободной торговли мы будем принимать только после создания стратегии поддержки экспорта". Пресс-служба МЭРТ уточнила, что разработка национальной экспортной стратегии является приоритетом Украины, ее планируется принять уже до конца этого года. И только на основании этого документа будут приниматься решения о проведении переговоров.

Что китайцу хорошо

Китайцы заинтересованы в украинском рынке, хотя он сегодня и не является очень уж платежеспособным и емким. Чжан Сиюнь рассказал, что объем товарооборота между Украиной и Китаем в 2015 г. составил $7,07 млрд, снизившись на 17,6% по сравнению с 2014-м. В то же время доля Китая во внешней торговле Украины составляет сегодня 8,2%, тогда как доля Украины во внешней торговле Китая — всего 0,18%. Китай сейчас для Украины — второй по величине торговый партнер, его инвестиционный портфель на конец 2015 г. составил $7 млрд.

По данным МЭРТ, торговля с Китаем растет: только за первое полугодие этого года товарооборот между странами вырос на 0,8%, до $4,3 млрд. Однако не все этому рады. "Новость подана как достижение. Хотя внешняя торговля с Китаем — величайший провал. Экспорт упал на 26%, а дефицит внешней торговли товарами с Китаем достиг $2,9 млрд только за первое полугодие", — написал на своей странице в Facebook управляющий партнер в компании Capital Times Investment Company Эрик Найман и добавил, что радоваться можно только росту экспорта и иногда — импорту оборудования. "Эрик Найман прав: чем хвалится МЭРТ? Ростом импорта!" — поддержал его главный исполнительный директор компании "CMD-Украина" Юрий Прозоров.

Торговля в один ворота

Заключение соглашения о свободной торговле — серьезный шаг для экономики любой страны. Однако, по словам заместителя директора государственного предприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Сергея Поважнюка, традиционно зона свободной торговли выгодна тому государству, у которого более сильная и конкурентная экономика. У Китая очень сильная экономика по сравнению с Украиной, и он готов предложить нам широкую номенклатуру товаров. "В Китае производится все — от детских игрушек до автомобилей", — сказал он. В то же время украинская экономика — сырьевая, мы производим главным образом или сырье, или полуфабрикаты. Если посмотреть, например, на украинский горно-металлургический комплекс, то основные статьи нашего экспорта — руда или полуфабрикаты, тогда как продукции машиностроения очень мало. " Украине нечего предложить Китаю", — пояснил Сергей Поважнюк.

Китай — это мировая фабрика по производству товаров, мощность которой во много раз превышает мощности украинской экономики. Кроме того, Китай очень агрессивен в продвижении своей продукции. Эксперт привел пример с лимонной кислотой — товаром, объемы импорта которого сравнительно невелики, около $10 млн в год, но он широко используется в пищевой промышленности. Ранее лимонную кислоту в Украине производил Смелянский сахарный завод. Но затем Китай опустил цену на поставляемую в Украину лимонную кислоту на треть от цен поставок на другие рынки, и за два года украинское предприятие закрылось. После этого китайские производители снова подняли цену. По словам Сергея Поважнюка, не случайно ни Европейский Союз, ни США так и не подписали с Китаем соглашения о ЗСТ. Все соглашения, которые подписал Китай, — со странами-сателлитами.

Эксперт пояснил, что украинская экономика имеет на сегодняшний день сравнительно низкий уровень защиты от дешевого импорта — пошлины на ввоз товаров после присоединения Украины к ВТО составляют преимущественно 5—7% от стоимости товара. Таким образом, если Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с Китаем, то она просто получит экспансию китайских товаров на свой рынок. Это, с одной стороны, окончательно добьет существующие украинские производства, а с другой — лишит нас перспективы организовать новые производства: рынок уже будет занят китайскими товарами.

В этой связи единственный выход для Украины получить выгоду для своей экономики от соглашения — убедить Китай разместить в Украине фабрики для производства китайских товаров с целью дальнейшей их продажи в страны ЕС. Это могут быть сборочные производства, когда часть комплектующих станут производиться в нашей стране. Для этого Украине необходимо провести переговоры с Китаем о защите инвестиций. "В Китае работают много транснациональных корпораций — LG, Samsung, Siemens. С ними нужно вести переговоры и убеждать открывать в Украине свои фабрики.

Краешком ноги наступить...

Несмотря на отсутствие у Украины желания спешить с заключением соглашения о ЗСТ, сотрудничество с Китаем развивается: в ходе первого украинского форума Шелкового пути был подписан меморандум о стратегическом сотрудничестве между Украинским домом в Пекине и Международной торговой палатой Шелкового пути и договор о сотрудничестве и развитии электронной платформы eSilkRoad в Украине. Заместитель главы МЭРТ Наталья Микольская заявила, что министерство готово начать диалог с Фондом Шелкового пути и Банком инфраструктурных инвестиций по отбору и утверждению проектов к совместной реализации.

Однако украинскому правительству нужно всегда помнить о том, что Китай агрессивен не только в продвижении своих товаров. Совместные проекты, которые он начинает реализовывать на территории других стран, часто строятся по одной и той же схеме: Китай дает кредит, на который закупается китайское оборудование, и уже на этом оборудовании начинают работать привезенные китайские специалисты. Таким образом Китай вполне успешно осуществляет экспансию на Дальний Восток Российской Федерации, где китайских граждан стало так много, что вывески на магазинах уже давно дублируются китайскими иероглифами.

Свою заинтересованность в реализации проектов в Украине Китай высказывал и ранее, в частности, в закупке зерновых и строительстве порта в Крыму. Это объясняется потребностью в большом количестве продовольствия для миллиардного населения. К тому же, по данным Министерства по охране окружающей среды и Министерства земли и природных ресурсов Китая, не менее 20% земель Поднебесной (а это около 25 млн га) загрязнены промышленными отходами из-за чрезмерного использования пeстицидов и химических удобрений. Поэтому если Китай захочет реализовать в Украине проект по выращиванию продовольствия, это наверняка будет означать, что по украинским полям, которые будут обрабатываться китайскими пестицидами, будут ездить китайские тракторы, управляемые китайскими рабочими.