Киев не торопится умнеть
Спрос на современные городские технологии растет во всем мире, причем не от хорошей жизни. Дефицит энергоресурсов, плохая экология, транспортные заторы и другие проблемы становятся непременными атрибутами городской среды. Так что внедрение инновационных решений стало вопросом выживания.
Лондон, Стокгольм, Токио, Нью-Йорк и другие мегаполисы мира активно перестраивают свое городское хозяйство. Однако Киев не спешит становиться smart city — "умным городом", инфраструктура которого выстроена на новейших технологиях в сфере электроснабжения, водоснабжения, учета ресурсов, утилизации отходов, транспортной системы и строительства.
В поисках интеллекта
Сегодня половина человечества — 3,5 млрд человек — живет в городах. Урбанизация создает огромную нагрузку на городскую инфраструктуру и экологию: города потребляют более 60% питьевой воды, 75% энергоресурсов и формируют 80% мировых выбросов углекислого газа.
Нынешние модели организации городского хозяйства себя практически исчерпали. Большинство мегаполисов имеют схожие проблемы: перебои электро- и водоснабжения, заторы на дорогах, нехватка общественного транспорта, некачественное отопление, завалы бытового мусора, плохая экология.
Тенденция к укрупнению городских населенных пунктов сохранится и в будущем. По прогнозу ООН, к 2030 г. 60% населения Земли станет горожанами, а в 2050-м— 70%.
Существующая городская инфраструктура такой нагрузки просто не выдержит. Поэтому многие мегаполисы мира уже сейчас начали перестраивать свои системы жизнеобеспечения, воплощая в жизнь концепцию smart city — "умного города".
По большому счету smart city — это система управления городским хозяйством, основанная на энергосберегающих и энергоэффективных технологиях, информатизации всех процессов жизнедеятельности города.
Особенно активно в этом направлении продвигаются промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Однако реальных воплощений "светлого будущего" пока немного, к тому же многие проекты носят пилотный характер. Эталонным smart city может стать строящийся город Масдар в эмирате Абу-Даби, который планируется заселить в 2020–2025 гг.
Город возводят на платформе, которая возвышается над землей для облегчения доступа к "умным" инженерным сетям. Масдар будет потреблять энергию, полученную из возобновляемых источников, главным образом солнечную, а для водоснабжения использовать опресненную морскую воду и осадки — дожди и росу.
Однако этот пример — "золотой стандарт" создающихся с нуля городов. Большинству мегаполисов приходится совершенствовать складывавшуюся веками городскую инфраструктуру, а это уже задача намного сложнее.
В мире пока нет ни одного города, который можно было назвать абсолютно smart city. Но некоторые из них "умнеют" намного быстрее, чем другие. К примеру, когда в 1970-х годах проблема транспортных заторов встала в Сингапуре слишком остро, власти этого города-государства первыми в мире начали брать с автомобилистов плату за проезд.
С одной стороны, снизились темпы "автомобилизации" жителей Сингапура, а с другой — появились дополнительные средства для развития городской инфраструктуры. Сейчас там активно внедряются всевозможные "умные" городские технологии как в области транспорта (недавно запущена система, позволяющая не только отслеживать, но и с 85%-ной точностью прогнозировать и предотвращать возникновение пробок в интервале от 10 минут до часа), так и в сфере водоснабжения, экологически чистой энергии, "зеленого" строительства и др.
Города, которые столкнулись с энергетической проблемой, начали активно заниматься энергосбережением и параллельно искать альтернативные источники энергии.
Пример ресурсосберегающего города — Портленд в США. В 1996 г. была принята программа его развития как постуглеродного города (post-carbon city). Она предполагала резкое сокращение автомобильного трафика, развитие общественного транспорта, переход к возобновляемым источникам энергии.
Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных авто и "зеленых" домов. Еще один американский город, Санта-Моника, к 2020 г. намерен полностью отключиться от национальной электрической сети и обеспечивать свои энергетические нужды исключительно за счет солнца и ветра.
Эффективность эконом-класса
Для Киева концепция smart city пока остается чем-то из области фантастики. Действительно, какой смысл говорить о строительстве "умных" домов, если более половины столичного жилого фонда изношено и нуждается в капитальном ремонте.
Тепловые и газовые сети Киева не модернизировались более 40 лет и уже исчерпали все допустимые сроки эксплуатации. В аварийном состоянии находится и канализация: трубы центрального коллектора, проложенные под центром столицы, изношены практически на 100%.
Внедрять "умные" технологии в полуразрушенное коммунальное хозяйство по меньшей мере странно. Киев — самая энергоемкая из всех европейских столиц. Согласно результатам исследования "Индекс "Зеленый город", проведенного исследовательским центром Economist Intelligence Unit, показатель энергопотребления зданий в Киеве составляет 511 кВт•ч/кв. м, против среднего показателя по ЕС в 253 кВт•ч/кв. м.
Неудивительно, что в рейтинге энергоэффективности Киев занял последнее, 30-е место. И если в развитых странах экономией энергоресурсов занимаются уже давно, то власти украинской столицы предпочитают решать проблему "на бумаге".
Под предлогом борьбы с расточительством в городе принимается масса программ, стратегий, концепций и планов, в которых прописано, что и кому нужно делать для снижения потерь тепла, электричества и воды. И на их составление из бюджета выделяются немалые деньги. К примеру, программа повышения энергоэффективности Киева на 2011–2015 г., разработанная Институтом энергосбережения и энергоменеджмента Национального технического университета "Киевский политехнический институт", обошлась городской казне в 148 тыс. грн.
Но зачастую эти документы дублируют или даже противоречат друг другу. Впрочем, выполнять намеченные мероприятия киевские власти даже и не собирались. К примеру, две городские программы энергосбережения, действовавшие с 2000 по 2010 гг., были профинансированы лишь на 7–9% от плана.
"Во всем мире реализация энергосберегающих проектов начинается со снижения объемов потребления энергоресурсов населением. Но в столице этого не допустят, потому что монополистам из "Киевэнерго" невыгодно уменьшать расходы самой многочисленной группы их потребителей", — говорит экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко.
Хотя именно население потребляет наибольшее количество энергоресурсов: 79% тепла, 35% электроэнергии и 8,6% газа (львиная его доля используется для производства тепловой энергии и горячей воды). Выделенные же деньги распыляются на огромное количество мероприятий и не приносят никакого видимого эффекта.
Хаотичная застройка территорий новыми жилыми многоэтажками, офисными и торгово-развлекательными центрами привела к резкому скачку потребления энергоресурсов и постоянному росту нагрузок на городские сети. Хотя предприятия жилищно-коммунальной отрасли и вынуждают застройщиков в обмен на подключение к сетям строить за собственный счет новые насосные станции, котельные и трансформаторы, центральные сети от перегрузок это не спасает. Ведь они не рассчитаны на такое число потребителей.
"Подключить к электросети все заявленные к строительству девелоперские проекты в центре города будет достаточно проблематично. Особенно сложная ситуация в районах со старой застройкой, где давно не возводились новые объекты энергообеспечения. Немного лучше обстоят дела в районе Олимпийского стадиона, где к Евро-2012 была построена подстанция "Олимпийская" и произведена частичная замена электросетей. Схожая ситуация в отношении других инженерных сетей и коммуникаций", — говорит директор ПАО "ІТТ-Плаза" Эдуард Зелинский.
Состояние столичного водопроводно-канализационного хозяйства катастрофическое: треть водопроводных сетей исчерпали свой срок эксплуатации, более 20% из них находятся в аварийном состоянии и нуждаются в срочной замене. Почти половина канализационных сетей города также требует срочной замены.
В аварийном состоянии находятся коллекторы, построенные в 1950–1980-х годах из железобетонных конструкций без защитного покрытия. Среди сетей транспортировки сточных вод Киева до сих пор в эксплуатации находятся канализационные коллекторы, построенные в 1905–1917 гг.
Но наиболее актуальной проблемой водопроводно-канализационного хозяйства столицы остается ужасное состояние Бортнической станции аэрации, которая является единственной системой очистительных сооружений стоковых канализационных вод города Киева. Все три блока очистки сточных вод и вспомогательных цехов станции уже давно отработали свой амортизационный ресурс и нуждаются в глубокой реконструкции и модернизации.
Городские свалки переполнены уже сейчас, а спустя несколько лет миллионы тонн мусора, которые производит город, просто негде будет утилизировать.
Учитывая столь плачевное состояние городского хозяйства, Киеву сначала придется переложить изношенные газовые сети и водопроводные трубы, залатать ямы на дорогах и починить прохудившиеся крыши многоэтажек, утеплить здания, а уже потом внедрять интеллектуальные системы управления городским хозяйством. Ведь "умные" технологии могут дать ощутимый эффект лишь после того, как будут ликвидированы основные инфраструктурные дыры.