Какие решения принять, чтобы перестать быть бедными
Впервые за много лет в Украине наметился рост количества новосозданных рабочих мест. Тенденция, безусловно, позитивная. Особенно если учесть, что еще четыре года назад Международная организация труда (МОТ) в своем основном докладе сделала вывод: экономики стран, инвестирующих в качественные рабочие места, могут обеспечить устойчивый экономический рост. Но как раз в наших реалиях подобной связи может и не оказаться. И для этого есть все предпосылки.
Откуда взялись 400 тыс. новых рабочих мест
Итак, что же дает повод для оптимизма? По информации Минсоцполитики, основывающейся на данных Пенсионного фонда, в январе-сентябре количество трудоустроенных на новые рабочие места увеличилось на 32,5% к аналогичному периоду 2017 г. Всего на новые рабочие места было трудоустроено 408 тыс. Из них 155 тыс. пришли работать на предприятия (то есть юрлица трудоустроили 37,4% от общего количества). Остальные 253 тыс. стали наемными работниками у частных предпринимателей. Правда, одновременно в этом сегменте было уволено 138,2 тыс.
Иными словами, речь идет о традиционном процессе - когда частные предприниматели закрывают одну фирму и открывают другую либо уходят из бизнеса. Так что в сухом остатке у чепешников появилось почти 115 тыс. новых рабочих мест. Если же провести аналогичные подсчеты и относительно юрлиц, то всего было фактически трудоустроено на новые рабочие места 261,7 тыс.
Из этого количества как минимум четверть можно смело списать на банальную легализацию наемного персонала. Итого реально за девять месяцев имеем около 196 тыс. трудоустроенных на новые рабочие места. Но тут еще следует учесть, что за последние пять лет число работающих украинцев сократилось почти на 3 млн (было 19,3 млн человек по итогам 2013 г., стало 16,5 млн по итогам второго квартала 2018 г.). И это не самое страшное.
Хуже всего то, что львиная доля этих рабочих мест создана в отраслях с низкой добавленной стоимостью. А это значит (если следовать законам экономики), что у сотрудников, их занявших, очень мало шансов получать высокую зарплату и рассчитывать на ее ощутимый прирост в будущем.
По данным того же Пенсионного фонда, в промышленности создано лишь около 11,8% рабочих мест, в информациях и коммуникациях - 9,4%, в профессиональной научной и технической деятельности - 5,7%. А вот львиная доля рабочих мест (36%) появилась в торговле. То, что рабочие места в основном открываются в секторах с низкой добавленной стоимостью, подтверждают и выводы модераторов Национального промышленного портала, создавших интерактивную карту украинских предприятий. В пояснениях к ней, в частности, указывается: за последние три года в Украине открылось более 300 новых предприятий. Большинство таких предприятий небольшие и относятся к сырьевым отраслям. Технологических производств полного цикла почти нет.
Почему государственные инвестиции работают вхолостую
Почему новые рабочие места активно не создаются в производственной сфере - логичный вопрос. С одной стороны, прямые иностранные инвестиции в Украину крайне скудны - в этом году в нашу экономику влито около $2 млрд. С другой - в экономику активно поступают госинвестиции. В текущем году расходы развития составляют около 115 млрд грн, что на 31 млрд грн, или 27%, больше, чем в 2017 г. В расходах развития госбюджета капитальные расходы составляют 65,1 млрд грн. Например, в нынешнем году расходы на дорожное строительство составляют почти 47,7 млрд грн, в следующем будут еще больше - порядка 55,6 млрд грн.
Строительство дорог - одна из отраслей с наибольшим мультипликативным эффектом. Мировой опыт показывает, что одно рабочее место, созданное в дорожном строительстве, способно сгенерировать пять-шесть новых рабочих мест в смежных отраслях. Еще один пример - строительная отрасль, которая показывает опережающие (в сравнении с экономикой в целом) темпы развития. За январь-октябрь объемы строительства выросли на 6,4%, тогда как экономика в целом в третьем квартале выросла на 2,8%, во втором и первом - на 3,2 и 3,1% соответственно. Одно рабочее место в строительстве помогает, по разным оценкам, создать пять-семь новых рабочих мест в смежных отраслях. Однако у нас этого не происходит.
Причина кроется в том, что наша экономика и наши производства очень сильно зависят от импорта. По самым свежим данным Госстата - увы, они приходятся на 2014 г., - доля импорта в промежуточном потреблении (комплектующие, сырье для производства отечественных товаров) составляют 30%. Сейчас, вероятно, эта доля стала еще больше (по крайней мере, в денежном выражении). Ведь девальвация гривни в 2014-2015 гг. составила около 300%.
При этом в стране продолжают штамповаться решения, стимулирующие импорт. Вот свежие примеры: последние изменения в Налоговый кодекс, принятые парламентом в пакете с бюджетом на будущий год, предусматривают освобождение от НДС ввоза электромобилей и оборудования для солнечных и ветряных электростанций. Конечно, у нас не производят электромобили, и национального производителя, поставляющего оборудование для альтернативной энергетики, вроде как тоже защищают: "зеленый" тариф может быть получен только теми станциями, в которых при строительстве использован определенный процент украинских деталей. Но определение страны происхождения - весьма тонкий момент. И трактовать как отечественный продукт можно и собранную здесь, к примеру, предварительно разобранную китайскую солнечную батарею.
Смысл же в том, что при таком подходе украинский продукт будет неконкурентным даже на внутреннем рынке, поскольку будет дороже, чем импортный. Ведь НДС - это налог на потребление товара, независимо от того, украинский он или импортный. При таком государственном подходе, к примеру, всегда будет выгодно произвести товар где угодно, но не в Украине, а затем поставить его на наш внутренний рынок.
Что же должно сделать государство, чтобы переломить ситуацию? Как минимум перестать поддерживать импорт. Как максимум прописать четкую стратегию импортозамещения.
Как перестать догонять
Данные основного доклада МОТ от 2014 г. о мировой сфере труда свидетельствуют, что качественные рабочие места могут обеспечить устойчивый экономический рост в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах. Иными словами, нам нужно стимулировать создание рабочих мест в сферах с высокой добавленной стоимостью.
При этом нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, проходить путь промышленно развитых стран Украине не имеет смысла. Мы вряд ли, скажем, сможем занять лидирующие позиции в мире по автомобилестроению. Да и делать это незачем.
Во-вторых, нам нужно принять во внимание мировые тенденции. А они свидетельствуют о начавшемся процессе глобальной репатриации капитала. В частности, в мировом масштабе в 2017 г. количество проектов прямых иностранных инвестиций уменьшилось на 1,1%. Капитальные инвестиции сократились на 15,2%, сокращение рабочих мест составило 9,4%. А мировым лидером по привлечению инвестиций стали США, потеснив Индию.
В аналитических материалах Глобальной комиссии по вопросам будущего сферы труда, обнародованных в феврале этого года, говорится, что развивающиеся страны могут смягчить последствия потенциальной репатриации производства путем расширения торговли услугами. Причем речь идет о предоставлении высокотехнологических услуг.
"Усиливающаяся взаимосвязь аппаратных устройств и приложений позволяет техническим специалистам, независимо от местоположения, помогать клиентам устранять неполадки непосредственно через интернет. Кроме того, развитие экономики цифровых платформ позволяет развивающимся странам участвовать в "торговле заданиями" и таким образом присваивать значительную долю глобальной добавленной стоимости в сфере услуг", - говорится в докладе "Влияние технологии на качество и количество рабочих мест".
Например, эти тенденции прекрасно улавливает Польша, которой, казалось бы, вообще не стоит беспокоиться и об инвестициях, и о новых рабочих местах. На сегодня эта страна является вторым по значимости направлением для потока иностранных инвестиций среди стран Европы, а по количеству рабочих мест превосходит даже Германию. Однако в последнее время Польша активно включилась еще и в борьбу за статус европейской Силиконовой долины. Согласно исследованию Deloitte "Диагностика стартап-экосистемы в Польше" к 2023 г. добавленная стоимость, созданная стартапами, может составить 2,2 млрд злотых, а количество созданных рабочих мест может достичь 50 тыс. Согласно отчета StartupPoland 2017 более 50% польских стартапов работают в сфере IT: базы данных, бизнес-аналитика, инструменты разработки и IoT (интернет вещей). 28% стартапов в Польше имеют членов команды из-за рубежа. Украинцы занимают здесь первое место. Один из восьми стартапов имеет иностранного соучредителя. Большинство из них являются гражданами США или Украины.
Для того чтобы не опоздать и впрыгнуть в этот технологический поезд, Украине уже сейчас нужно создавать условия для привлечения венчурного капитала и развития высокотехнологичных стартапов. В противном случае мы можем пройти точку невозврата в нашем отставании от глобального развития.