• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Как Украине прожить без МВФ

Даже без очередного транша страна сумела реструктуризировать долги, остановить падение ВВП, обуздать инфляцию и стабилизировать национальную валюту
Фото: phl
Фото: phl
Реклама на dsnews.ua

Скоро исполнится ровно год, с тех пор как Украина ждет очередной транш от Международного валютного фонда в размере $1,7 млрд. Но вожделенный кредит снова недосягаем. Вопрос о выделении средств Украине МВФ в свой календарь в июле не включил, а значит, до сентября нам денег уже не видать. Есть и другая плохая новость для Минфина: вместо обещанных $1,7 млрд Фонд может выделить в следующий раз только $1 млрд. Но так ли опасна для нас пауза в сотрудничестве с МВФ?

Отсрочку транша до сентября, как и его сокращение, Украина перенесет безболезненно. "Временная задержка не является критичной. Платежный баланс демонстрирует позитивную динамику за счет снижения девальвационных ожиданий и улучшения условий для внешней торговли. Резервы НБУ по уровню покрытия импорта сейчас превышают минимально допустимый уровень в три месяца", — констатирует ведущий экономист блока финансовых рынков Креди Агриколь Банка Александр Печерицин.

А вот более долгосрочные перспективы Украины без поддержки главного кредитора эксперты оценивают по-разному. "Для Украины желательно получить транш к началу отопительного сезона, когда увеличится спрос на валюту для закупки энергоресурсов. В текущем году резко возрастут расходы правительства на выплату субсидий, поэтому транш от МВФ очень важен и для закрытия бюджетного дефицита. В этом случае есть шанс значительно снизить девальвационное давление на национальную валюту. Кроме того, получение транша от Фонда может способствовать выделению кредита на закупку газа от Всемирного банка, который мы так и не получили в прошлом году", — говорит аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько.

Но есть и другая точка зрения на ситуацию. 

Проблема в том, что по нынешним условиям транши МВФ должны зачисляться в золотовалютные резервы и лежать в них мертвым грузом  либо использоваться для погашения долгов тому же Фонду. То есть одолженные деньги просто хранятся на депозите в Нацбанке, а Украина платит по ним проценты

"$1-2 млрд, которые сейчас берутся у МВФ и кладутся в золотовалютный фонд для того, чтобы через несколько месяцев их же и отдать в качестве погашения процентов по предыдущим траншам, не имеют к развитию экономики никакого отношения", — утверждает руководитель ОО "Публичный аудит" Максим Гольдарб.  Между тем бездумное привлечение кредитов уже становится просто опасным: на конец прошлого года государственный внешний долг поставил исторический рекорд — $43 млрд. По итогам первого квартала 2016 г. доля госдолга в совокупном валовом внешнем долге достигла максимума за 11 лет — 37%.  

Реально улучшить ситуацию в стране могли бы не кредиты, а иностранные инвестиции. С их помощью можно оживить промышленность, открыть новые предприятия, увеличить количество рабочих мест и сократить безработицу. Два года назад, когда правительство подписывало программу с Фондом, предполагалось, что транши МВФ как раз и станут сигналом для других кредиторов и инвесторов. Речь шла о возможности Украины получить пакет финансовой помощи общим объемом $40 млрд, из которых $17,5 млрд должен был дать МВФ, остальное — другие инвесторы. Но этот план не сработал.

Реклама на dsnews.ua

Иностранные инвестиции в Украину почти не идут, а те, что есть, —просто "технические" вливания. Большую часть притока обеспечивают "дочки" иностранных банков, которые конвертируют займы материнских структур в акционерный капитал. По данным ИК Dragon Capital, с помощью таких манипуляций в 2015 г.  было сгенерировано $2,4 млрд прямых иностранных инвестиций (78% общего объема), а в первом квартале 2016 г. — $1,3 млрд (98% общего объема). При этом живой новой валюты страна фактически не получила.  

Поэтому правительству сейчас стоит задуматься над проведением реальных реформ, которые способны улучшить инвестклимат в стране, а не тех, что делаются в угоду Фонду. Прежде всего взяться за настоящую налоговую реформу, разработать привлекательные инвестзаконы, гарантировать неприкосновенность права собственности и защиту прав кредиторов. А пока будут принимать законы, можно поискать других кредиторов. Хотя едва ли кто-то захочет нам сейчас одалживать на выгодных условиях. "Возможной альтернативой МВФ мог бы стать новый пул официальных кредиторов, например из Китая. Но вряд ли их требования будут сильно отличаться от тех, что выдвигает нам Фонд", — допускает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.

В такой ситуации Минфин может попытаться как минимум пересмотреть условия сотрудничества с Фондом. Например, вернуть МВФ уже полученные транши, которые сейчас заморожены в резервах, и договариваться о новой программе — под инвестиционные проекты, стабилизацию валютного рынка, банковского сектора и т. д. Ближайшая крупная выплата в пользу МВФ Украине предстоит уже в следующем году, поэтому кредитор вряд ли откажет нам в деньгах. Как показал опыт, все самые крупные транши Киев получал от МВФ как раз накануне даты Ч, предполагающей погашение очередной порции долга.

Год без кредитов

Минувший год показал, что страна пока неплохо справляется и без денег Фонда. Ситуация на валютном рынке остается стабильной. Официальный курс гривни в нынешнем году просел совсем немного — с 24 грн./$ на 4 января до 24,8 грн./$ на 18 июля.

За последние 12 месяцев Национальному банку удалось нарастить официальные золотовалютные резервы на 36,3%, до $13,98 млрд (по состоянию на начало июля). Так что НБУ даже решился на отмену части валютных ограничений — снизил лимит обязательной продажи выручки экспортерами с 75 до 65%, а также позволил покупать и перечислять валюту для выплаты дивидендов.

Экономика страны наконец-то прекратила падение. Впервые с четвертого квартала 2013 г. Госстат зафиксировал рост ВВП в годовом измерении — на 0,1% в первом квартале 2016 г. По данным Госстата, в июне годовой показатель инфляции замедлился до 6,9% против 7,5% в мае. В предыдущие два года ситуация была противоположной. В 2014 г. мы получили от Фонда $4,6 млрд, но при этом ВВП упал на 4,6%, капитальные инвестиции снизились более чем на 25%, экспорт — почти на 20%, а инфляция выросла 10%. В 2015 г. дела шли еще хуже: ВВП рухнул на 10%, экспорт — на 24%, а инфляция разогналась до 43,3%.

    Реклама на dsnews.ua