Не бейте по золотым яйцам. Почему в Украине не нужно строить Силиконовую долину (ИНФОГРАФИКА)
С одной стороны, звучат призывы на уровне государства определить IT-отрасль как приоритетную, узаконить "эксклюзивно" для нее налоговые послабления и даже создать свою Силиконовую долину, а с другой — наоборот, поставить айтишников в один ряд с другими работниками, перекрыв лазейки для уклонения от налогов на миллиарды гривень. Разберемся, какой из сценариев предпочтительнее для Украины и как быть с поднадоевшей мечтой о Силиконовой долине.
Кто и как растет
По данным самого свежего исследования Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) и PwС за 2015 г., объем рынка IT-услуг составил $2,7 млрд, причем $2,5 млрд заработаны на экспорте. Нацбанк за тот же период дает более скромную "экспортную" цифру — $2,1 млрд, но все сходятся на том, что до 80% заказов — это разработка программного обеспечения по аутсорсингу.
Такие показатели отрасли соответствуют более чем 3% ВВП Украины, традиционно больше наработали только аграрии и металлурги. Но именно IT-сектор с 2011 по 2015 гг. увеличился в 2,5 раза —до $2,7 млрд, несмотря на общий спад украинского производства. А в 2020-м, по прогнозам ЕБА, отрасль будет зарабатывать до $5,7 млрд в год. При этом экспорт IT-услуг достигнет $5,1 млрд, а непосредственный вклад индустрии информационных технологий в ВВП вырастет до 4,5%.
По оценкам портала DOU, в Украине работают до 100 тыс. IT-специалистов — программистов, менеджеров проектов, QA-инженеров. Средняя зарплата в этой отрасли — $2100, то есть в 10 раз больше, чем в среднем по Украине. Выходит, что в год айтишники вместе зарабатывают порядка $2,5 млрд. И это только зарплаты, что же касается прибыли, то работают они в большинстве на иностранные компании, то есть она остается за бугром.
По данным ЕБА, количество работников в IT и смежных сферах в 2015 г. достигало 420 тыс. человек, а к 2020-му может увеличиться до 670 тыс., среди которых будет 142 тыс. IT-специалистов.
Темная сторона IT-силы
Однако успехи IT-отрасли в Украине во многом основаны на том, что государство закрывает глаза на неуплату айтишниками положенных налогов с целью удержать специалистов в стране.
Так, программисты просто работают с заказчиками как физические лица-предприниматели. В результате IT-работник платит только единый социальный взнос в 704 грн. и единый налог в 5% от заработка. Если бы он заключил трудовой договор, то зарплата похудела бы на 22% в виде единого социального взноса, 18% налога на доходы физических лиц и 1,5% военного сбора.
Примечательно, что даже при малых налогах айтишник с зарплатой 50 тыс. грн платит в бюджет приблизительно столько, сколько и среднестатистический украинец с зарплатой чуть больше 6 тыс. грн, — около 3 тыс. грн.
Европейские эксперты подсчитали, что увеличение налоговой нагрузки на работников IT-сферы с 5 до 20% через три года приведет к сокращению количества специалистов до 72 тыс. человек, а госбюджет получит значительно меньше денег, чем при сохранении низкой ставки. В ЕБА прогнозируют, что в 2020 г. при 20%-ном налоге в бюджет поступит 13 млрд грн от IT-отрасли, а при 5%-ном — 21 млрд грн. Но самый лучший сценарий, считают эксперты, — это ежегодное увеличение налоговой нагрузки на 1%. В таком случае через три года 146 тыс. работников IT-сферы будут отчислять в бюджет 27 млрд грн.
Впрочем, это хоть и показательные, но абстрактные цифры. Во-первых, как мы посчитали выше, честная налоговая нагрузка для айтишников — это не 20%, а все 41,5% от зарплаты, именно столько берут у работников других сфер (из них 22% отчисляет работодатель). Во-вторых, главный плюс для украинской экономики не в доходах госбюджета, а в увеличении спроса, который IT-специалисты, получив деньги из-за границы, предъявляют на внутреннем рынке.
Запрограммированный рост
Теперь разберемся, какой реальный вклад программисты и другие работники сферы делают в украинскую экономику и стоит ли облагать их честными налогами. Конечно, с точки зрения экономической выгоды, а не справедливости.
Мы выяснили, что IT-специалисты зарабатывают на экспорте своих услуг около $2,5 млрд в год и тратят их в основном в Украине. Если взять 2015 г., то по тогдашнему курсу экспортный доход айтишников составил 62,5 млрд грн. Добавим еще 5 млрд грн, которые, по данным ЕБА, заработаны на внутреннем рынке. Выходит 67,5 млрд грн, или 3,4% от ВВП (2 трлн грн). Но это не все. В действительности IT-сфера вкладывает в ВВП дважды: второй раз — когда тратит заработанные за бугром деньги.
Посмотрим, как это происходит. Отчислив свои небольшие налоги и сделав сбережения, IT-специалисты большинство заработка тратят на покупки. Во-первых, стимулируют спрос на товары украинских производителей, во-вторых, покупая импортную продукцию, стимулируют функционирование дилерских и сервисных сетей, а это тоже рабочие места и вклад в ВВП.
И даже это еще не вся польза от развития отрасли. Потому что и деньги, изъятые из потока доходов-расходов в виде налогов и сбережений, обычно не пропадают. Это, по сути, отложенный спрос: налоги — будущие траты государства, а сбережения — потенциальные частные инвестиции (правда, не всегда на внутреннем рынке). В ЕБА подсчитали, что в 2015 г. айтишники отчислили в бюджет 10,3 млрд грн, а на депозитах в банках держали порядка 5,8 млрд грн.
Высокие ставки
Теперь посмотрим, что будет, если попытаться установить "справедливость" и заставить IT-специалистов платить "честные" налоги. Как этого добиться — отдельная тема, но, предположим, удалось. По оценкам ЕБА, повышение налогов только до 20% приведет к уходу с украинского рынка 20–30 тыс. айтишников и увеличению налоговых отчислений к 2020 г. лишь на 2,7 млрд грн (26,2% от 10,3 млрд грн). Поскольку в этом исследовании отчисления в бюджет прямо соотносятся с ростом рынка, по такому сценарию через четыре года IT-отрасль вырастет лишь на 67,5 млрд грн + 17,69 млрд грн (26,2%) = 85,2 млрд грн. С текущей налоговой ставкой рынок заработает 142,5 млрд грн. То есть резкое увеличение налоговых поступлений никак не оправдывает потенциальные потери, даже если государство сразу направит собранные деньги в экономику.
Мировой подряд
Такие прогнозы позволяют говорить об IT-отрасли как теневом драйвере украинской экономики, который нужно либо не трогать, либо очень осторожно выводить на свет. И потому стоит прислушаться к игрокам рынка и ввести для него специальный режим налогообложения, пусть даже с возрастающей ставкой на 1% в год. Главное, чтобы айтишники уверенно планировали свою карьеру в Украине, не боясь, что однажды не смогут работать по единому налогу.
Конечно, желательно развивать в Украине IT-производство полного цикла — от концепции до готовой продукции, и искать рынки сбыта по всему миру. Тогда мы сможем задавать тенденции и получать большой доход от капитала. Как та же упомянутая долина в Калифорнии. Но и без этого Украина уже стала "силиконовым цехом", который может качественно выполнить работу любой сложности для заказчиков со всего мира и хорошо на этом зарабатывать.