Как долго доллар продержится на отметке 21
"В последние недели ситуация стабильна. Есть предпосылки для либерализации рынка и ослабления некоторых ограничений", - заявила глава НБУ Валерия Гонтарева во время еженедельной встречи с банкирами. Ранее в ведомстве упоминали, что хотят отменить лимиты на снятие депозитов, а также покупку валюты физлицами уже в конце мая - июне. Но сначала регулятор хочет завершить "чистку" банков (за 2014 - начало 2015 гг. неплатежеспособными уже признаны почти пять десятков финучреждений) и дождаться ясности в ситуации с реструктуризацией внешнего долга. От исхода этих переговоров во многом будет зависеть судьба дальнейшего сотрудничества Украины с МВФ, а значит, и притока валютных займов.
В Нацбанке вынуждены ослаблять валютные тиски, поскольку этого требует МВФ. Но главный аргумент - укрепление курса гривни: официальный курс, установленный НБУ на 20 апреля, - 21,06 грн./$. Это лучший показатель с 5 февраля, когда официальный доллар стоил 17,99 грн. Но банкиры считают эту ситуацию недолговечной. "Точка равновесия была достигнута не за счет увеличения поступлений валютной выручки, а благодаря запрету покупки валюты импортерами и банками. В действительности валютный курс регулируется вручную. Снятие ограничений очень быстро разрушит баланс", - считает казначей одного из банков с иностранным капиталом.
Больше всего финансистов пугает возможная отмена лимитов на снятие валютных вкладов. "Именно этот вопрос активно обсуждается в Нацбанке. Снятие ограничений, возможно, частичное, планируют на начало лета. Сейчас идут согласования с МВФ, как сделать этот шаг минимально болезненным для банковской системы", - рассказывает начальник управления казначейства и финансовых учреждений ОТП Банка Владислав Анисимов. Отток инвалюты с банковских счетов продолжается, даже несмотря на лимиты. За январь-март портфель вкладов в СКВ в целом по системе похудел почти на $2,2 млрд. Если дать вкладчикам свободу, они тут же ринутся в банки. "Рассчитаться со всеми банки не смогут, поскольку у них нет такого объема долларовой ликвидности, она находится в активах. В такой ситуации НБУ не поможет: иных инструментов поддержки банков, кроме гривневых стабилизационных кредитов и аукционов под ОВГЗ, у регулятора нет", - отмечает председатель правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук. Хуже всего придется финучреждениям, активно развивавшим направление private banking. Именно их клиенты могут дестабилизировать ситуацию. По состоянию на 1 января доля валютных вкладов в депозитном портфеле физлиц составляла 53%.
Снимать ограничения на покупку СКВ и отменять конвертацию валютных переводов в гривню пока также не время. Такие меры лишь пошатнут хрупкое равновесие на межбанке. Поэтому регулятор попытается отделаться лишь символическими жестами. Например, немного увеличит существующие жесткие лимиты, но не отменит их совсем, либо позволит конвертировать и выдавать валютные депозиты в гривне, но только по согласию клиентов. Особых послаблений не ждут и на межбанке. От практики "вручную" проверять заявки на покупку валюты на сумму более $50 тыс. НБУ явно отказываться не планирует. "Регулятор должен давать положительные сигналы. Но просто взять и отменить ограничения нельзя. Иначе мы рискуем увидеть повторение событий февраля текущего года, когда курс гривни достигал 30 грн. за доллар", - полагает руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальшичен.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 19 апреля 2015 г. (№16/726)