Италия против ЕС. Когда Рим обвалит евро, вместо того чтобы отдавать долги
Слишком большой долг
Еще в конце мая фондовые индексы Европы начали уходить в минус из-за возможного штрафа Италии за превышение уровня госдолга и дефицита бюджета. Итальянский фондовый индекс FTSE MIB разом потерял 1% после того, как стало известно, что Европейская комиссия (ЕК) планирует начать дисциплинарные процедуры в отношении Италии. Вице-премьер страны Маттео Сальвини подтвердил, что европейский регулятор может наложить на Италию штраф в размере 3 млрд евро за несоблюдение бюджетных правил ЕС, которые требуют, чтобы дефицит бюджета не превышал 3% ВВП, а размер госдолга — 60% ВВП. Любая страна, чьи показатели находятся за пределами этих ограничений, должна поставить новые бюджетные цели, чтобы продемонстрировать другим членам ЕС, что она движется в правильном направлении.
При этом в апреле Национальный институт статистики Италии сообщил, что, по предварительным данным, уровень госдолга страны по отношению к ВВП по итогам 2018 г. вырос до 132,2% (со 131,4% в 2017-м). Правительство Италии изначально достигло договоренности о параметрах бюджета-2019 с дефицитом 2,9% от ВВП, но после предупреждения от Брюсселя бюджет Италии был принят на основе прогноза с дефицитом в 2,4%.
Дальнейшие расчеты по размеру госдолга различаются еще больше. Многие экономисты считают, что его отношение к ВВП "вырастет как в 2019-м, так и в 2020 г. до более 135% из-за эффекта снежного кома, который приведет к дальнейшему падению доходов Италии и росту дефицита".
5 июня ЕК наконец рекомендовала странам — членам ЕС рассмотреть вопрос о введении санкционной процедуры в отношении Италии из-за слишком большого дефицита госбюджета. "Комиссия утвердила отчеты об оценке оправданности дефицита бюджета четырех государств-членов (Бельгия, Италия, Франция и Кипр). Для Италии в докладе делается вывод, что процедура, предусмотренная для стран с чрезмерным дефицитом бюджета, является оправданной", — говорится в сообщении ЕК.
В соответствии со ст. 126 договора о Европейском Союзе ЕК имеет право оценивать госбюджеты стран-членов на соответствие определенным критериям. Если комиссия сочтет, что дефицит чрезмерный или необоснованный, в отношении такой страны могут применить штрафные санкции.
В Брюсселе считают, что несоответствие рекомендациям грозит ростом долговой нагрузки Италии и в целом нарушает правила ЕС. Если страна не выполнит рекомендации ЕК по сокращению своего долга, она может столкнуться с более строгими санкциями.
Справка
Так называемая процедура чрезмерного дефицита бюджета (EDP) представляет собой процесс выработки для страны Евросоюза программы по возвращению к нормальной динамике и уровням показателей дефицита бюджета или долга, которые в государствах ЕС не должны превышать 3% ВВП и 60% ВВП соответственно. За нарушение программы нормализации долга и/или дефицита на страну могут быть наложены санкции в размере 0,2% ВВП.
Подорвать доверие к евро
В основе конфликта между Римом и Брюсселем лежат экономические разногласия. Власти Италии планируют стимулировать экономический рост и готовы увеличить дефицит бюджета и госдолг. Еврокомиссия против таких мер. При этом нарастает напряжение по оси Рим–Париж, потому что основными держателями госдолга Италии являются французские банки, которые могут потерять часть своего дохода, если Италия начнет пренебрегать своими финансовыми обязательствами.
Более того, рецепты для стимулирования экономического роста с одновременным решением социальных проблем нынешние итальянские власти выбирают, прямо скажем, экзотические. Например, итальянское правительство обдумывает вариант выпуска "параллельной валюты". В качестве таковой предполагается использовать казначейские облигации (buono ordinario del tesoro). Они будут выпущены в соответствии с экономическим законодательством и приняты итальянским правительством как форма оплаты, вводящаяся в наличное обращение параллельно с евро.
Казначейские облигации были изначально задуманы как средство погашения огромной задолженности Италии. Но правительство также готово принимать эти облигации в качестве налоговых выплат, как средство оплаты крупных покупок и даже для оплаты проезда и покупки бензина.
Проблема с введением в обращение новых денег во время кризиса заключается в том, что это снижает стоимость существующей валюты. Являясь членом зоны евро, Италия не может легально выпускать собственную валюту. Но если правительство сделает выплаты своим кредиторам с помощью казначейских облигаций и если они согласятся вернуть их обратно в качестве оплаты налогов или железнодорожных билетов, тогда общая ликвидность может увеличиться без расширения официальной денежной массы.
Иными словами, Италия заполонит рынок новой валютой, обесценит евро, увеличит долг и потенциально вызовет безудержную инфляцию. В худшем случае, если Рим готовится покинуть еврозону, евро, выпущенный в Италии, чисто теоретически может иметь меньшую стоимость, чем евро, выпущенный во Франции, тогда валюта потеряет доверие и наступит кризис.
Также к рискам следует отнести принятие плоской шкалы налогообложения, которое может обойтись итальянскому бюджету в сумму до 40 млрд евро.
Наконец, в начале июня вице-премьер Италии предложил ввести налог на наличные деньги и ценности, хранящиеся в сейфах. Этот шаг побудил финансового историка Ребекку Л. Спанг призвать к созданию нового денежного фонда: "Настало время для новой, более справедливой версии денег".
Если правительство Италии продолжит политику, подобную налогу на содержимое банковских сейфов, вполне вероятно, что вкладчики начнут перемещать свои деньги в актив, который не привязан к географическим границам и центробанкам. (Хотя вряд ли нынешний быстрый рост стоимости биткойна связан именно с ситуацией в Италии.)
Еще один замороженный конфликт
Проблема в том, что у итальянцев больше, чем у любого другого народа, оснований заявить: "Европа — это мы!" А еще у них есть хорошая национальная черта: при возникновении серьезных проблем просто отстраняться от них, ожидая, что все как-то само рассосется. И самое смешное, что в случае с Италией эта стратегия зачастую срабатывает.
Так что мы вполне можем увидеть ситуацию, когда вся финансовая Европа будет бурлить из-за экономической политики Италии, а сами итальянцы — расслабляться в послеобеденном отдыхе. А к его окончанию правила игры в зоне евро окажутся уже совсем не те, что были утром. Потому что ЕС может позволить себе банкротство Греции или уход Великобритании. Но без Италии, третьей по размеру экономики ЕС, это будет уже не Евросоюз.
На фоне своеволия Польши и Венгрии, Брекзита, еле выбравшихся из финансовой ямы Греции, Испании и Португалии в ЕС крепнет союз староевропейцев, первоначальной его основы: связки Германия–Франция–Бенилюкс. Эти страны получают наибольшую экономическую выгоду от существования ЕС, и они будут зубами держать статус-кво внутриевропейских экономических отношений.
Получается замкнутый круг: Италию нельзя выгнать из ЕС "за плохое поведение", но при этом и нельзя заставить ее следовать предписанным финансовым нормам. С другой стороны, нельзя также менять устоявшиеся правила игры под итальянские хотелки. Это значит, что староевропейцы будут вынуждены мириться с вялотекущим конфликтом, ведя бесконечные переговоры с Римом, предлагая то один, то другой вариант решения проблемы с долгом и бюджетным дефицитом Италии. Тянуться все это может сколь угодно долго.