Сколько еще реформ выдержат украинцы
Всеволод Николаев, Институт общественно-экономических исследований
Легко проводить реформы, ускоряющие экономический рост, и сложно реформироваться в состоянии падения. В последнем случае, как правило, платить приходится сейчас, для многих - из почти пустого кошелька, а результат появится только в будущем. Да и то - лишь возможно. Поэтому народ должен понимать не только цель, но и "цену" предлагаемых изменений, и быть готовым заплатить эту цену. А власть должна чувствовать реальность и осуществимость реформ, не допуская как популизма, так и социального взрыва.
Начнем, например, с пенсионного обеспечения. Традиционно все привыкли к тому, что одна, большая часть граждан работала, и при этом обеспечивала пенсиями другую, намного меньшую часть. Сейчас работающих стало относительно меньше - 18 млн чел., из них штатных - около 8 млн чел. со среднемесячной начисленной им зарплатой около 4,5 тыс. грн, причем почти у 60% из них начисленная зарплата - до 3,5 тыс грн. Таким образом, работающие уже не могут на прежних условиях содержать более 13 млн пенсионеров со средней пенсией около 1600 грн. Кроме пересмотра сверхвысоких пенсий, получается, что надо еще, чтобы либо работников стало больше, а это вопрос инвестиций, которых нет, либо пенсионеров (пенсий) стало меньше, например, путем изменения возрастного ценза, что чревато социальными последствиями. При этом снова-таки надо понимать, где работать этим "недопенсионерам", когда и так до 10% официально безработных.
Кроме того, говоря о накопительной пенсионной системе, надо прямо сказать людям, что основной смысл реформы состоит в том, чтобы ныне работающие формировали сами для себя будущую пенсию, то есть сейчас недополучали часть заработанных денег, например, 10%, или в среднем 400-500 грн в месяц.
Когда экономика развивается, и зарплата растет, пожертвовать ее десятиной ради будущего собственного благополучия - не проблема, тем более что формируемые пенсионные фонды при хорошем управлении становятся дополнительным источником инвестиций, а значит, и рабочих мест с новой зарплатой. Но когда экономика падает - это испытание. Тем более, когда атака на благосостояние идет и по другим фронтам.
Или возьмем реформу армии. Увеличение военных расходов по сравнению с прошлым годом с 90 до 113,6 млрд. грн под лозунгом обеспечения безопасности государства, с финансовой точки зрения, эту безопасность ослабляет. Ведь оно перераспределяет на оборону бюджетные средства с инвестиционных или социальных программ, которые могли бы иметь положительные результаты - 23,6 млрд грн или для работающих, или для пенсионеров. Поскольку таких результатов нет, с точки зрения благосостояния граждан, с каждого от мала до велика дополнительно по 500 грн - это тоже испытание.
Что касается реформы здравоохранения, удивительно наивными выглядят рассуждения людей относительно платной медицины и норм Конституции. Ведь очевидно, что за прежние деньги обеспечить качественно другое медицинское обслуживание невозможно, да и прежних денег-то в бюджете нет. Поэтому реформа означает необходимость для всех лично доплачивать за медицинские услуги, во-первых, на сумму уменьшения бюджетных расходов, а во-вторых, соответственно, за новые платные услуги.
Реформа образования также предусматривает сокращение госзаказа. Обучение на условиях контрактов в государственных и частных вузах - еще один вызов для большинства украинских семей.
Реформа ЖКХ завершает наш далеко не полный перечень испытаний. Так, если в третьем квартале 2014 года стоимость жилищно-коммунальных услуг в стране составляла 32 млрд грн, или 11,6% расходов граждан, то после тарифной реформы в аналогичном периоде 2015 года эти цифры возросли до 54 млрд грн и 15,7%. Следует ожидать, что в этом году увеличение жилищно-коммунальных расходов составит до 50 млрд грн, уплывающих из бюджетов граждан.
Кроме того, реформой управления домами на собственников переложены расходы по капитальным ремонтам жилья. С учетом износа жилого фонда, это означает необходимость для спасения только многоквартирных домов от окончательного разрушения изыскивать с их жильцов дополнительно до 10 млрд грн ежегодно. Прибавьте к этому появление налога на недвижимость, который, к сожалению, никак не связан с инвестициями в строительство и ремонт жилья, и вы получите лепту ЖКХ в социальных последствиях реформ.
Возникает вопрос: можно ли проводить и выдержать все реформы сразу? Может начать все же с борьбы с неэффективностью и деформациями в экономике, упорядочить соотношение зарплат и прибыли собственников предприятий, повысить эффективность использования государственного имущества в государственном правлении, в армии, в здравоохранении и сфере образования. Может, провести наконец реформу в строительстве и ЖКХ, чтоб избавить людей от гипертрофированных цен на новое жилье, упорядочить стоимость содержания домов и тарифы на коммунальные услуги.