Украинцы не стали больше есть. Почему Нацбанк неправильно борется с ценами
Национальный банк хочет побороть инфляцию повышением учетной ставки, хотя должен бы действовать с точностью до наоборот
НБУ держит прежний курс
9 декабря правление Национального банка Украины (НБУ) приняло решение повысить учетную ставку с 8,5 до 9%. "Это решение направлено на нивелирование влияния дополнительных инфляционных рисков, улучшение инфляционных ожиданий и обеспечение стойкого снижения инфляции до цели 5%", — говорится в сообщении центробанка.
Таким образом, НБУ следует все тому же курсу, установленному ранее — повышение учетной ставки с целью удержания инфляции в целевом ориентире около 5%.
В этом году инфляция на потребительском рынке росла практически постоянно. Стартовав в январе с показателя 6,1% в годовом измерении, по итогам марта она достигла уровня 8,5%, в мае-июне выросла уже до 9,5%, а в сентябре — ускорилась до 11%. И только в октябре рост потребительских цен притормозил до 10,9% в годовом измерении, а в ноябре — замедлился до 10,3%.
И хотя НБУ считает, что пик ценового всплеска уже пройден, но инфляция все же снижается медленнее, чем ожидалось. "Мы видим, что инфляция остается достаточно высокой, и она выше, чем был прогноз НБУ в октябрьском инфляционном отчете", — отметил и интервью "Центру экономической стратегии" заместитель председателя Нацбанка Сергей Николайчук.
Он считает, что инфляция снижается медленно из-за ряда причин. В частности, подорожавшее продовольствие и энергоносители ведут к росту цен на другие виды товаров и услуг потребительского набора, увеличиваются и затраты бизнеса на логистику и оплату труда. Кроме того, несмотря на карантин, потребительский спрос остается стойким.
По словам Николайчука, регулятор решением повысить учетную ставку старается отреагировать на то, что ожидает нас в будущем — на инфляции может отразиться также ситуация на валютном и финансовом рынке.
По мнению Нацбанка, инфляция продолжит постепенно снижаться в конце этого года и в течение всего 2022 г. При этом продовольственная инфляция будет замедляться как благодаря высоким урожаям в этом году, так и коррекции мировых цен в году будущем. А весной также ожидается снижение цен на газ в Европе после завершения отопительного сезона.
Однако НБУ приводит и факторы, которые могут повлиять на ухудшение инфляционных ожиданий. Это — существенная неопределенность относительно эскалации военного конфликта с Россией, дальнейшее сохранение высоких цен на газ. Кроме того, несмотря на базовый прогноз о коррекции мировых цен на продовольствие, они могут и продолжить рост.
"И в случае дальнейшей реализации проинфляционных рисков Национальный банк готов повышать ключевую ставку на ближайших заседаниях правления по вопросам монетарной политики", — говорится в сообщении НБУ.
Не все согласны с НБУ
Однако многие указывают на ошибочность действий Нацбанка, который стремится сдержать повышение цен путем повышения учетной ставки.
Учетная ставка — это процент, под который НБУ предоставляет банкам средства, поэтому увеличивая ее, регулятор фактически делает кредитные деньги дороже, стремясь таким образом охладить спрос.
Глава совета НБУ Богдан Данилишин, который не согласен с правлением НБУ в этом вопросе, еще в средине ноября указывал на неэффективность таких мер. Он напомнил, что НБУ повысил учетную ставку с 6% в начале марта до 8,5%, однако в это же время инфляция продолжила набирать темпы, ускорившись с 5% в декабре 2020 г. до 10,9% в октябре 2021 г.
В средине ноября Данилишин прогнозировал, что этот рост инфляции может привести к повышению учетной ставки Нацбанком и росту стоимости кредитных ресурсов в экономике. Однако учитывая то, что на нынешнем этапе определяющее влияние на динамику инфляции оказывают немонетарные факторы (не количество денег в экономике), повышение учетной ставки может быть неэффективным в преодолении инфляционного давления. В то же время это может замедлить темпы восстановления экономики.
Не согласен с позицией НБУ и экономический эксперт Алексей Кущ. По его мнению, НБУ сегодня борется с инфляцией спроса — классической инфляцией, которая есть сегодня во многих развитых странах. НБУ считает, что номинальные доходы населения растут рекордными темпами, на руках у населения — очень много денег. Однако это заблуждение — номинальные доходы растут только за счет детенизации, но общий доход человека не увеличивается. "Если украинец несколько лет назад получал официальную зарплату в 4 тыс. грн, и еще 6 тыс. — в конверте, то сегодня его официальный доход вырос до 8 тыс., а зарплата в конверте — снизилась до 2 тыс. Получается, что НБУ оценивает только официальный размер зарплаты, и поэтому считает, что зарплата выросла вдвое — с 4 до 8 тыс. Но она как была 10 тыс. грн, так и осталась", — пояснил эксперт.
Однако таким образом НБУ еще больше усугубляет экономических кризис, поскольку в Украине сейчас классическая инфляция предложения, или инфляция издержек: цены растут не потому, что люди стали много есть и покупать много товаров, а потому, что выросла себестоимость производства этих товаров из-за подорожания электроэнергии, газа, сырья, нефтепродуктов.
"Подсолнечное масло выросло в цене не потому, что украинцы стали его больше потреблять, а потому что выросла цена этого ресурса на мировых рынках. Хлеб растет в цене не потому, что украинцы стали его больше есть, а потому что выросла цена газа и муки", — сказал Алексей Кущ.
А бороться с инфляцией издержек нужно противоположными методами, которые предполагают объединение усилий правительства и НБУ. Нужно не повышать процентную ставку, а снижать ее, чтобы деньги шли в экономику, кредиты становились доступнее, и с их помощью предприятия проводили технологическое переоснащение и модернизацию, снижая таким образом уровень издержек.
"Если цена на энергоносители выросла, то выросла инфляция издержек. А если дать дешевый кредит предприятию на энергомодернизацию, то оно снизит энергоемкость в структуре себестоимости товара, и за счет этого снизит цену на товар. Появятся новые производители и увеличится объем предложения товаров, и за счет этого снижается цена на внутреннем рынке", — пояснил Алексей Кущ.
По словам эксперта, классический пример грамотного поведения в такой ситуации — Турция, где, несмотря на высокую инфляцию, рост экономики составит почти 9%.