Небедные родственники. Как Венгрия выкупает Закарпатье у Украины (ИНФОГРАФИКА)
Закарпатье, где проживают многочисленные общины этнических венгров, по итогам 2018 г. получит из Будапешта больше денег, чем в прошлом году: чуть более $10 млн против $4,8 млн. Увеличение финансирования связано с введением новой грантовой программы - социальной помощи для Закарпатья в размере $5,6 млн, увеличением размеров грантов по другим программам, а также со сменой тематики программ экономического содействия.
Текущий год — это официально год венгерской семьи, проживающей за пределами Венгрии. Семейная тематика доминировала и в прошлом году "2017 год — год венгерских семейных предприятий", как указано на сайте государственного венгерского фонда "Бетлен Габор", занимающегося распределением денежных грантов для венгерских общин в соседних государствах. Те семейные предприятия, которые расположены в Венгрии, но имеют экономические связи с регионами компактного проживания этнических венгров, в 2017 г. могли рассчитывать на выплату из целевого гранта в $2,5 млн (600 млрд форинтов). Чтобы получить финансирование, предприятию достаточно было подать соответствующую заявку и ожидать решения Комитета по распределению грантовых средств. Максимальная сумма гранта для одного венгерского семейного предприятия составляла около $20 тыс., то есть не так уж и много.
В этом году деньги распределялись уже среди предприятий и частных лиц, работающих и зарегистрированных в соседних государствах: Словакии, Словении, Хорватии, Румынии, Сербии и Украине — именно тут проживают наиболее многочисленные венгерские общины. Получить грант имели возможность не только этнические венгры, но и лица других национальностей при условии, что их деятельность несет позитивный экономический эффект как минимум для 10 венгерских семей, проживающих поблизости. На шесть стран правительство Венгрии выделило $850 тыс. (минимальная сумма гранта — $1 тыс., максимальная — $8,5 тыс.).
В общей сложности в 2018 г. через фонд "Бетлен Габор" реализуется 11 грантовых программ, часть из которых распределяется по Центральной и Восточной Европе и на Балканах, а часть предназначена для отдельных целевых регионов, в том числе и Закарпатья. Сам фонд был основан в 2011 г. для "содействия достижению целей национальной стратегии венгерского правительства". Его основная задача — предоставлять гранты, чтобы "помочь процветанию, материальному и духовному росту проживающих за рубежом, и сохранить их культуру".
Именно с 2011 г. правительство Венгрии начало активно финансировать свои зарубежные общины. Янош Арпад Потапи, возглавлявший правительственный Госсекретариат по политике венгерских общин за рубежом, в интервью изданию Hungary Today сообщил, что в 2009–2017 гг. финансирование общин было увеличено в 10 раз и составило $380 млн. Это небольшая нагрузка - около 0,02% ВВП страны.
Венгерская социалка для Закарпатья
В текущем году венгерский грант социальной помощи Закарпатью предназначен прежде всего для представителей творческих профессий: актеров, журналистов, преподавателей, библиотекарей, учителей. Акцент в распределении средств делается на поддержку педагогического персонала, а также специалистов, работающих в учебных заведениях. Подать заявку на финансирование могли как логопеды, психологи, нянечки продленки в школах и детских садах, школьные библиотекари, так и директора школ, учителя в школах, где полностью или частично ведется преподавание на венгерском языке или учатся дети этнических венгров. Суммы грантов небольшие: максимально $360 за семестр учителю и $250 — школьному библиотекарю. Руководители кружков по декоративно-прикладному искусству могут рассчитывать на $515 за семестр, а медработники в учебных заведениях — на $640 за семестр.
Также часть социального гранта предназначена для пособий на ребенка — максимум $113 в год. Журналисты, пишущие на венгерском, могут рассчитывать на финансовую помощь в размере до $500 в текущем году, а аккредитованные в Украине венгероязычные СМИ — на разовую помощь в $430.
Зачем Венгрия это делает
"Судьба венгров Закарпатья — общее дело всей венгерской нации", — говорил с кафедры Ужгородского университета Януш Арпад Потапи, посетивший регион в конце октября. По большому счету судьба всех венгров, живущих за пределами Венгрии, — также общее дело венгерской нации. На этом принципе строится политика Будапешта по оказанию поддержки соотечественникам за рубежом, которая среди европейских политологов определяется как Hungarian kin-state policy. То есть политика так называемых "родственных государств" (kin-state, где kin — кровный родственник). Одно из определений политики kin-state — действия по защите и поддержке этнически родственного населения в соседних или близлежащих государствах, как то политическая и правовая пропаганда, экономическая (финансовая), культурологическая (организация этнических школ, клубов, предоставление стипендий) и символическая (предоставление гражданства) виды помощи. Исторически политика "родственных государств" подразумевает расширение политического влияния, но в последнее время экономический компонент, в частности, перетягивание рабочей силы, стал едва ли не доминирующим.
Как Будапешту помогают заманить трудовых мигрантов гранты на Закарпатье? В отличие от Польши, работник в Венгрии должен знать язык хотя бы минимально. Поэтому там заинтересованы, чтобы украинцы учили венгерский, а это лучше всего сделать в языковой среде, то есть среди венгерских закарпатцев. Украинцам нужно изучить немного, чтоб сдать языковой экзамен для получения разрешения на работу в Венгрии.
Рост межнациональной миграции и усиление диаспор во многих случаях несут вызов традиционному понятию суверенности наций. Не меньше дискуссий вызывает и вопрос предоставления второго гражданства нерезидентам. Многие страны Евросоюза рассматривают двойное гражданство как угрозу юрисдикции, исходящую от внешнего "родственного государства", и своего рода посягательство на нацменьшинства и территории, на которых они проживают. Крайний вариант того, к чему может привести агрессивная политика "родственных государств", мы видим на Донбассе и в Крыму.
В последние годы венгерская политика "родственных государств" нацелена в немалой мере именно на Закарпатье, где проживает значительное по размеру венгерское сообщество. По данным переписи 2001 г., 20% населения из 1,25 млн жителей Закарпатья составляли этнические меньшинства, в том числе 152 тыс. венгров (12% жителей региона).
Кризисная ситуация в Украине создает ряд факторов, выталкивающих население западных регионов за рубеж, а политика kin-state стран Вышеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия) дает дополнительный стимул для оттока украинских граждан, путем упрощения иммиграционного и/или трудового законодательства для мигрантов они "затягивают" их к себе. Нередко украинские мигранты используют вышеградские страны как трамплин для дальнейшего перемещения в Центральную и Западную Европу. Более того, украинцы традиционно едут на заработки в Польшу и в более высокооплачиваемую Чехию, но и Венгрия готова побороться за квалифицированного украинского работника.
Закон и поправка
Венгрия занимает отдельное место среди европейских стран в отношении политики kin-state — в результате исторического изменения границ государства 2 млн венгров проживают за пределами страны на приграничных территориях, некогда принадлежавших Венгрии (в Австрии, Словакии, Румынии, Украине, Сербии, Словении и Хорватии). Как следствие, kin-state имеет большое значение как для внутренней, так и для внешней политики страны и отличается высоким уровнем институализации.
Придя к власти в 2010 г., правая партия "Фидеш" провела ряд изменений в политике kin-state, расширив спектр мероприятий. В первую очередь изменение закона о венгерском гражданстве, вступившее в силу в 2011 г., существенно упростило процесс натурализации. Упрощенная схема коснулась не только ренатурализации этнических венгров, но и невенгров со знанием венгерского языка. А поправка 2012 г. к закону о порядке проведения выборов дала право нерезидентам принимать участие в выборах, расширив электорат премьер-министра Виктора Орбана.
По данным исследования венгерских ученых "Усиление политики родственных государств, вызванное геополитическим конфликтом: растущая активность Венгрии в украинском Закарпатье после Евромайдана", миграция украинцев в Венгрию увеличилась после 2011 г., причем 70% мигрантов — этнические венгры и 97% могут говорить по-венгерски.
В результате изменения венгерского законодательства, утверждают авторы исследования, около 70 тыс. украинских граждан получили венгерское гражданство с 2011 по 2014 гг. Еще 79 тыс. заявлений было подано на июнь 2016 г. Это означает, что общее количество украинских граждан, подавших заявления на венгерское гражданство, составило 149 тыс.
Оставить венгров, переманить украинцев
Однако цель политики kin-state отнюдь не в возвращении этнических венгров на историческую родину, а, напротив, поддержка и сохранение их сообщества на территории родственного государства. А политика идентичности все больше уступает мерам экономического усиления региона, поскольку это залог того, что молодое поколение останется там, а не утечет в более высокооплачиваемую Западную Европу.
"С экономической точки зрения, — пишут авторы исследования, — этнический kin важен для Венгрии по двум причинам: он является ценным активом, чья миграция в Венгрию обеспечит наименее затратное восполнение трудоспособного населения. В то же время он ценен и тогда, когда остается на своей родине, поскольку венгерская политика kin-state может рассчитывать на него для достижения экономических и геополитических целей". Иными словами, приграничные венгерские сообщества — опорный пункт для экономической экспансии Венгрии на Закарпатье.
Затянувшийся конфликт на Донбассе и, как следствие, ослабление экономики, значительное количество переселенцев и ослабление внимания центра к проблемам западного региона совокупно дают возможность Венгрии переманить к себе на работу не этнического венгра (что нарушило бы цели kin-state), а именно украинца — культурно близкого в сравнении с мигрантами с Близкого Востока, с высокой квалификацией и готовностью работать за меньшие деньги, чем другие соседи.
Человеческий ресурс, столь ценный для Европы, так или иначе будет утекать из ослабленной Украины, венгры готовы не только предоставить гражданство, но и платить за лояльность закарпатского украинца. Какими бы ни были скрытые мотивы, принимая на себя часть функций, с которыми не справляется Украина: ремонт учебных учреждений и садиков, медицинское обслуживание, стипендии, гранты предпринимателям, венгерский kin-state приносит пользу в том числе и украинцам.