• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Могильщик легпрома. Как секонд-хенд в Украине объединил народ и политиков

Магазины, торгующие одеждой секонд-хенд, ведут успешный бизнес, но он тормозит развитие отечественной легкой промышленности. С другой стороны, у секондов важная социальная функция: одежда в них по карману даже самым небогатым людям
Фото: East News
Фото: East News
Реклама на dsnews.ua

Представители легкой промышленности Украины вновь пытаются привлечь на свою сторону государство в вечной борьбе с магазинами б/у одежды. Президент — председатель правления Ассоциации предприятий легкой промышленности Укрлегпром Татьяна Изовит заявила, что по итогам 2017-го по объемам импорта секонд-хенда наша страна заняла третье место в мире.

"Более 54% импорта готовой продукции легкой промышленности составляют товары секонд-хенда. Этот объем равнозначен потере ежегодно 45 тыс. рабочих мест в стране. Украина в прошлом году заняла третье место в мире по объемам импорта секонд-хенда, впереди только Пакистан и Малайзия, а после нас в десятке — Россия, Камерун, Гватемала, Кения, Индия, Тунис", — утверждает Изовит.

С одной стороны, она признает, что многочисленные магазины секонд-хенда действительно нужны для обедневшего населения Украины. Но с другой — они также порождают многочисленные проблемы. Например, безопасность продаваемой там одежды никто не контролирует. Но главное — секонды якобы создают неконкурентные преимущества для импортеров, не позволяя развиваться отечественным производителями.

"Импортеры секонд-хенда, пользуясь законодательной возможностью бесконтрольной торговли, уже не первое десятилетие говорят нам, что бедные пенсионеры не могут себе позволить ничего, кроме секонд-хенда. Но если все будут платить налоги, то пенсионеры получат достойные пенсии и смогут покупать себе качественные товары", — убеждена председатель правления Укрлегпрома.

По ее мнению, решить эту проблему должно государство, создав условия для нормальной конкуренции на рынке товаров легкой промышленности.

Напомним, что предыдущий раз серьезная атака на точки продажи секонд-хенда имела место весной 2013-го. Тогда в Верховной Раде был зарегистрирован соответствующий законопроект под лозунгом спасения отечественного производителя. Он предполагал, что на рынке останутся только комиссионные магазины, товары будут с бирками, на кассе обязательно выдадут чек и вещи даже можно будет вернуть.

Главное, что предполагалось исключить, — это продажу одежды на вес. При этом представители Госпотребинспекции говорили, что секонд они не контролируют вообще. Дескать, с жалобами к ним не обращались, а сами они туда не наведывались.

Реклама на dsnews.ua

Тогда, однако, законопроект не прошел. А потом страну затянуло в водоворот событий, доходы населения резко упали, и выступать против секонд-хендов стало опасно с электоральной точки зрения.

В нынешней непростой экономической ситуации секонды стали неотъемлемой частью украинской жизни, особенно в регионах. Если их не станет, то, пожалуй, две трети населения почувствуют серьезные затруднения в приобретении одежды. Дело в том, что, несмотря на реальный рост доходов в последнее время, по-прежнему не так много людей могут позволить себе новые вещи. Либо регулярно обновляешь свой гардероб в секонде за копейки и выглядишь относительно "свежим модником", либо тратишь как минимум втрое больше на непользованную одежду с бирками, но носишь ее, пока она на тебе не обветшает.

Впрочем, одеваются исключительно в секонд-хендах только самые бедные. Люди в своем большинстве выбирают смешанный вариант: "парадную" одежду берут новую, а в секондах покупают кэжуал. Порой в магазинах ношенной одежды можно встретить брендовую фирменную, а иногда даже совсем новую вещь, которая стоит в обычном магазине серьезных денег.

Также выгодно покупать там постельное белье, подушки, одеяла, скатерти, кожгалантерею.

Сегодня секонды — это крупный бизнес, который может нанимать работников для стирки, глажки, сортировки, переоценки и придания привлекательного внешнего вида платьям и курткам. Каждая единица товара располагается на персональной вешалке, имеет свой ценник, падающий за неделю на 10–20%.

Из разговоров с людьми становится понятно, что к секонд-хенду народ в украинской провинции (и не только) относится не просто положительно, а с любовью. Человек со средней зарплатой не заглядывает в дальние перспективы, он просто хочет одеваться качественно и недорого. Секонды удовлетворяют этот запрос. Яркая куртка от Nike, джинсы Levi's прошлогодней коллекции, носки Tommy Hilfiger (вид вполне приличный). За несколько сотен гривень можно купить все то, что в фирменном магазине обошлось бы в столько же долларов.

Секонд-хенды сегодня становятся своего рода тестом на готовность Украины к рыночным реформам. Если ограничить ввоз и торговлю одеждой б/у, то это, возможно, поможет отечественным производителям. Но скорее увеличит доходы торговцев китайским барахлом. Зато запрет секондов в пользу своих швейников будет негативно воспринят на Западе — как протекционизм.

Получается, в защиту секондов будут выступать самые разные политики — от популистов ("нельзя лишать людей доступа к дешевым вещам") до либералов ("нельзя ограничивать конкуренцию"). А легкой промышленности придется искать защиту у националистов ("украинская промышленность должна быть в приоритете").

Пока расклад будет таким, магазинам секонд-хенда в Украине бояться нечего.

    Реклама на dsnews.ua