Хитрая формулировка. Так позволит ли Зеленский вывезти украинскую землю вагонами?

Правительство законопроектом убеждает украинцев, что иностранцы не смогут скупить наши сельскохозяйственные гектары после открытия рынка земли. Но пока что верится с трудом
Фото: УНИАН

Казалось бы, в проекте Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения", опубликованном на сайте Минэкономики, черным по белому написано, что получить право собственности на такие участки могут исключительно граждане Украины, юридические лица Украины, территориальные общины и государство. Где же здесь иностранцы?

Но не все так просто.

Дело в довольно странной не для уха юриста формулировке "юридические лица Украины". Так, в Земельном кодексе, куда и предлагаются правки данным законопроектом, действительно есть такое разделение (ст. 82): юрлица Украины (основанные только гражданами Украины или юрлицами Украины), иностранные юрлица и совместные предприятия (основанные при участии иностранных юридических и физических лиц). Из чего следует, что иностранцы действительно не смогут купить сельскохозяйственную землю в Украине, если будут приняты вышеперечисленные ограничения, предложенные министерством.

Но проблема в том, что если брать украинское законодательство в целом, то понятие "юридическое лицо Украины" можно трактовать более широко. И возникает вопрос: а вдруг в него "проскочат" иностранцы? К примеру, вот какое определение читаем ни где-нибудь, а в Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС:

Юридическое лицо Украины или юридическое лицо Стороны ЕС означает: юридическое лицо, основанное в соответствии с законодательством Украины или государства - члена Европейского Союза и такое, которое имеет юридический адрес, центральную администрацию или основное место хозяйственной деятельности на территории Украины (выделение. - "ДС") или на территории, к которой применяется договор о функционировании Европейского Союза".

А теперь предположим, что некая европейская фирма решает вести хозяйственную деятельность в основном в Украине - например аграрную - и хочет скупить для этого землю. Можем такое представить? Можем. Будет эта фирма соответствовать указанной формулировке. Вполне.

Выходит коллизия, а поэтому при подготовке изменений Земельный кодекс лучше сразу и четко прописать ограничения, чтобы не было разночтений терминов.

При этом нужно понимать, что сама позиция не продавать землю иностранцам, чревата охлаждением отношений с нашими международными партнерами. К примеру, теми же европейцами. Или Международным валютным фондом, который увязывает дальнейшее кредитование Украины со снятием запрета на продажу сельхозугодий. Вряд ли иностранцы обрадуются украинскому рынку земли "для своих".

Есть еще одна, крайняя версия: а может, туманные законодательные формулировки - это способ власти спрятать для себя ход к отступлению. Когда международные партнеры категорически потребуют открыть рынок земли для всех - можно будет сказать: мы пытались не допустить иностранцев, но не получилось.