Голодные игры. Чем угрожает России ставка на свое в агросекторе

Россияне решили изменить правила игры на рынке селекции семян для защиты своих производителей. Но местным аграриям рано радоваться

Возможна технологическая деградация России на агрорынке / Depositphotos

16 мая 2023 г. правительство России приняло постановление о локализации производства семян сельскохозяйственных растений, которое вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Документ несколько меняет правила игры в сфере селекции семян, которые, по словам российских чиновников, должны усилить позиции российской аграрной науки и семеноводческих предприятий, защитить внутренний рынок и уменьшить импортозависимость. Но действительно ли это так — давайте разбираться.

Локализация по-русски

Согласно постановлению, правила меняются так:

  1. Иностранные компании, занимающиеся производством семян, смогут работать на территории России только в формате совместного предприятия (СП) с российским партнером, в котором иностранная доля может быть не более 49%.
  2. Семена иностранной селекции, технологии должны передаваться российским партнерам.
  3. Для российских селекционеров обязательным становится наличие производственных мощностей по размножению семян на территории РФ.
  4. Компании, работающие в отрасли, должны иметь по меньшей мере один-два земельных участка (в зависимости от сортов/гибридов) в различных почвенно-климатических условиях, питомник, лабораторный комплекс для молекулярно-генетических исследований и размножения.

Фактически иностранные компании должны передать российским технологии и научить с ними работать, чтобы все необходимое для селекции находились в России. Само производство семян как российских, так и иностранных компаний также должно быть в России. Таким образом, власть стремится создать в стране полный цикл производства, чтобы избежать негативных последствий в случае внезапного выхода иностранных компаний из РФ, как это произошло с производителями сельскохозяйственной техники в 2022 г.

Сразу с 1 сентября правила работы не изменятся, и реальная ответственность за несоблюдение их наступит только с 1 марта 2024 г. Все участники рынка получат полгода, чтобы подстроиться под новые требования. В противном случае официально работа в России таких компаний будет запрещена. Фактически же власти могут пойти на национализацию мощностей или потребовать продажи с большим дисконтом, как уже делали в 2022 г.

С другой стороны, Россия планирует квотирование импорта — 26 июня 2023 г. был утвержден перечень семян, ввоз которых из "недружественных" стран может быть ограничен с 1 октября по 31 декабря 2023 г. В перечень вошли семена картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, рапса, соевых бобов, подсолнечника, сахарной свеклы.

Как Россия обеспечивает себя семенами

Российские эксперты оценивают текущий уровень обеспеченности страны своими семенами в 55-60% при закрепленном в российской доктрине продовольственной безопасности минимальном значении 75%.

Однако показатели сильно варьируются в зависимости от культуры. Если по некоторым зерновым и масличным культурам российские аграрии самодостаточны, то выход компаний, которые обеспечивали семена сахарной свеклы, картофеля, овощей и т.д., будет значительно ощутим. В 2022 г. самообеспеченность российскими семенами составляла:

  • сахарная свекла — 1,8%;
  • картофель — 6,7%;
  • овощи — 10-30%;
  • подсолнечник — 23%;
  • рапс — 30,6%;
  • кукуруза — 41,8%;
  • соя — 43,5%;
  • зерновые и зернобобовые культуры — 70% (зерновые — 105%);
  • масличные — 107% от потребностей внутреннего рынка.

К тому же российские компании значительно отстают технологически.

В России селекция сельхозрастений представлена в основном десятками государственных научных институтов, образовательных учреждений и селекционно-семенных центров при них. Они преимущественно выводят сорта по традиционному методу селекции (многократные скрещивания), и для получения удачного сорта в среднем требуется 12-20 лет.

Современными мировыми компаниями все шире используется метод молекулярной, или геномной маркерной селекции. Он отличается от традиционного технологически и позволяет сократить выведение новых сортов или гибридов до 3-4 лет.

Основными поставщиками семян на русский рынок были концерны Bayer, Corteva, Syngenta, BASF. В 2022 г. из-за вторжения России компании прекратили деятельность на территории РФ, а затем заявили и о прекращении туда поставок.

Но, несмотря на официальные заявления, по информации участников рынка, компании продолжают поставки семян в Россию.

Дорого и мало: потенциальные последствия

Российские государственные селекционные учреждения, как и немногочисленные частные компании, только недавно начавшие осваивать селекцию, не развивали новые методы и технологии. Как следствие — рынок семян заняли иностранные компании.

Поэтому важный вопросом для российского семеноводства — реакция иностранных компаний на нововведения. Мнения местных экспертов расходятся по поводу того, будут ли иностранные компании покидать Россию.

Одни считают, что компании останутся из-за большого рынка сбыта и потому, что власти не против их присутствия на рынке в условиях локализации. А новые правила призваны только стимулировать внутреннюю селекцию вместо импорта.

Другие считают, что иностранные компании не будут готовы делиться своими научными разработками и откажутся от создания СП, поэтому покинут Россию.

Даже если иностранцы согласятся передать какие-либо наработки, это, скорее всего, будут старые гибриды.

Выход иностранных компаний может иметь следующие негативные последствия:

1. Дефицит семян, рост зависимости от импорта. В случае введения ограничений на импорт семян из "недружественных" стран это может привести к его дефициту. В России, как уже отмечалось, по некоторым сельскохозяйственным культурам низкая доля собственного производства, поэтому каждая последующая посевная будет напрямую зависеть от урожайности предыдущей. Несмотря на выход некоторых иностранных компаний, Россия продолжает импортировать их семена, и этот тренд будет развиваться (имеется в виду ввоз из третьих стран, контрабанда, скрытый импорт).

2. Уменьшение урожайности. По урожайности и качеству продукции российские гибриды кукурузы и подсолнечника не уступают большинству иностранных образцов. Но разница по импортозависимым культурам значительно больше. Например, урожайность российской сахарной свеклы на 100—150 центнеров с гектара меньше, чем у семян международных компаний. Учитывая используемые в России технологии и методы селекции и то, что последующие посевные будут зависеть от предыдущих урожаев (пункт 1), качественные характеристики семян, устойчивость к болезням (особенно вирусам) будут значительно слабее, чем при использовании иностранных семян. Либо качество вообще не будет совершенствоваться. Что также окажет негативное влияние на урожайность.

3. Рост цен на сельскохозяйственные культуры и продукты из них.

Во-первых, правила локализации требуют использовать молекулярно-генетические лаборатории, которые дорогостоящи и, как мы отметили выше, практически не используются российскими компаниями (стоимость самой лаборатории стартует от 15 млн руб., также нужно учесть сопутствующие большие затраты на поддержку деятельности, в частности хранение материалов, оплату труда спецперсонала).

Во-вторых, обязательным условием для компаний является наличие мощностей по размножению семян в России. Это также фактически означает рост расходов компаний:

  • На релокацию в Россию (даже местные компании, занимающиеся селекцией в РФ, производят семена за границей).
  • На обеспечение благоприятных условий. Размножение семян за рубежом — общемировая практика, прежде всего, обусловленная более благоприятными и/или стабильными климатическими условиями (в Индии, Китае, Турции, Танзании, США и т.п.). Подобные условия в России придется создавать искусственно.
  • На покрытие ущерба, вызванного растущим количеством некачественных/испорченных семян из-за несоблюдения климатических условий.
  • На оплату труда в этом секторе: по словам российских селекционеров, например, в Индии она значительно ниже.

Соответственно, себестоимость производства семян вырастет, например, для пасленовой группы (перец, томат, баклажаны) в 5-10 раз.

В-третьих, низкая урожайность, отсутствие устойчивости к болезням приведет к большему использованию пестицидов аграриями, а также появлению у самих производителей зараженных семян, которые нужно ликвидировать.

4. В конце концов, возможна технологическая деградация России. Некоторые эксперты считают, что российская селекция уже отстала от мировой навсегда, в частности из-за острого дефицита кадров, которые могли бы развивать отрасль, недостаточного финансирования и развития технологий. С уходом иностранных компаний Россия, с большой вероятностью, упустит возможность догнать передовые мировые технологии.

Таким образом, Россия создает жесткое регулирование на рынке селекции семян, которое будет иметь преимущественно негативные последствия и для компаний-производителей, и для аграриев.

Селекция семян сама по себе требует значительных инвестиций, а учитывая дополнительные требования, зайти на рынок будет еще сложнее. Более того, компании (российские и иностранные) с небольшими оборотами, вероятно, не смогут профинансировать выполнение всех требований и будут вынуждены уйти с рынка. В перспективе это означает повышение барьера входа на рынок и сдерживание развития сектора.

Локализация — это очень "скользкий" инструмент, применение которого:

  • может быть оправдано только в отдельных случаях (если есть кого и что защищать, а это явно не о российской отрасли селекции и семеноводства),
  • должно быть ограничено во времени.

В противном случае защита одной отрасли — это налоги для других, рост цен для потребителей и главное — ограничение импортных технологий и путь к технологической отсталости, что в принципе ждет Россию и в других секторах экономики.