Глеб Лобов: Умение лавировать между законодательными нормами и коррупционными аппетитами чиновников - необходимость для украинских бизнесменов
"ДС" Чем Ассоциация плательщиков налогов Киевской области под Вашим руководством должна отличаться от той структуры, которая формировалась годами до этого?
Г.Л. В ассоциацию пришли новые люди, которые хотят создать в Киевской области "Силиконовую долину" в плане налогов. Это не значит, что никто не станет платить налоги, все будут друг друга обманывать, а государственный - страдать. Наоборот, мы собираемся сделать так, чтобы предприниматели Киевской области не имели проблем с налоговой службой, таможней, и другими проверяющими органами и сами были заинтересованы работать честно. Наша идея состоит в том, чтобы создать организацию, куда человек сможет обратиться со своей проблемой. Даже если он не член АПН, ему окажут помощь квалифицированные специалисты.
"ДС" Каким будет механизм предоставления помощи?
Г.Л. Мы набрали штат практиков, которые могут помочь разобраться в каждой конкретной ситуации. Это касается как налогообложения и бухгалтерского учета, так и ситуаций, связанных с применением контролирующими органами мер давления на бизнес. Среди наших сотрудников, например, бывший заместитель начальника налоговой одного из районов Киева. Я сам работал какое-то время на таможне. Есть юристы, бухгалтеры, бывшие работники налоговой инспекции. Идея состоит в том, чтобы создать структуру, которую бы не могли провести те же налоговики, потому что наши сотрудники будут знать ситуацию не абстрактно, а изнутри.
Мы постоянно общаемся с предпринимателями всех направлений, которые представлены в Киевской области. Наша цель - доносить все их проблемы и пожелания в Украинскую ассоциацию налогоплательщиков, а та будет выступать с законодательными инициативами. К нам поступает масса заявлений как от представителей малого и среднего, так и крупного бизнеса. Мы пытаемся максимально упростить общение компаний и контролирующих структур.
"ДС" Получается, задача ассоциации - разработать такую систему взаимодействия, которая будет эффективно функционировать при любой власти?
Г.Л. Конечно, и действовать в интересах предпринимателей.
"ДС" Не боитесь ли вы перейти дорогу людям, которые зарабатывают себе на жизнь коррупционными схемами?
Г.Л. Сегодня они уже не сидят в налоговой, и мало что решают. Раньше действовали так называемы фирмы - "площадки", которые контролировались сверху и "помогали" людям уйти от уплаты налогов. Но система площадок канула в Лету. Да, осталось какое-то местечковое броуновское движение, но бояться кого-то сегодня уже точно не стоит.
"ДС" Вы затронули тему отношений бизнеса и контролирующих органов. Какие именно проблемы возникают в этой сфере у предпринимателей в Киевской области?
Г.Л. Проверяющие органы часто заведомо выносят неправомерные решения, любыми способами создают человеку проблему. И тем самым создают почву для коррупции.
Существует и много технических нюансов, которые не связаны с коррупцией, но масштаб их негативного влияния от этого не меньше. Например, есть гипотетическая компания, которая ремонтирует дороги Киевской области. Государство ей должно многомилионную сумму за выполненные работы. А сама компания должна уплатить налоги в бюджет. Если государство не платит компании, она своевременно не может уплатить налоги. Это очевидно. Но при этом налоговая согласно закону вынуждена начислять штрафы. Получается система - "я тебе не плачу, но я тебя штрафую". Все это потом преподносится "наверх" как вывод на чистую воду злостных неплательщиков. Это же нонсенс, но такие ситуации встречаются довольно часто.
"ДС" Непрозрачное законодательное регулирование часто называют одной из основных украинских проблем. Каково влияние на бизнес именно этого фактора?
Г.Л. Бизнесмен в Украине априори вынужден нарушать правила. Налоговый кодекс прописан, но он не работает, и каждый бизнесмен ищет возможность выжить. За это его наказывает налоговая. Те правила, которые ГФС каждый раз вводит своими внутренними письмами, формируют коррупционную составляющую.
Другой проблемный момент - неисполнение государственными органами решений судов. Есть еще практика давления на бизнес с помощью уголовных производств. Например, налоговая считает, что предприятие должно заплатить налоги. Суд третьей инстанции выносит решение, по которому никаких претензий к предприятию не может быть. Но уголовное дело не закрывают до тех пор, пока бизнесмен не придет "договариваться" со следователем. У компании забирают оборудование, документы, печать, арестовывают счета, парализуют работу. Это не лучшим образом влияет на украинский бизнес-климат. Многие в таких ситуациях бросали заниматься бизнесом, не желая втягиваться в коррупционную систему.
Больная тема - это возмещение НДС. Но вот что интересно: как только чиновники понимают, что им звонят компетентные люди, готовые вести диалог на равных - уже в течение 30 минут большинство вопросов начинает решаться.
"ДС" Что касается непосредственно экономики и жизнедеятельности фирм, какие трудности чаще всего возникают у бизнеса?
Г.Л. Есть проблема с энергетикой, в частности с электроэнергией. Заявку на использование лимитов электроэнергии нужно давать за полгода. Недобрал - штраф, перебрал - тоже штраф. А как можно рассчитать потребность на полгода вперед? Это только один пример.
Многие бизнесмены столкнулись с проблемой сбыта. Российский рынок закрыт, страны СНГ недоступны из-за того, что нет транзита через российскую территорию. Обороты по многим сферам упали на 40%.
Еще один сложный момент - налоговый пресс. В Украине якобы снизили налоги, но на самом деле много отчислений просто перевели в скрытую форму. Например, двойным стал акциз на газ, который продается на заправках. Первый раз бизнесмен платит его при ввозе, а потом еще при реализации.
"ДС" Если все те проблемы, которые вы перечислили, носят массовый характер, то каким образом ассоциация может повлиять на их решение?
Г.Л. Мы подготовили Меморандум о совместной работе с налоговой и таможней. Он позволяет нам напрямую обращаться к руководству этих ведомств. Достигнуто взаимопонимание с областной властью, а центральный аппарат ассоциации также имеет выходы и на более высокие уровни.
Сейчас мы заручаемся поддержкой властей, вплоть до депутатов Верховной Рады, чтобы они обеспечивали законодательную поддержку. Создается коммуникационный центр, который будет упрощать предпринимателям контакт с контролирующими органами, доносить "наверх" их проблемы. Очень яркий пример - к нам обратилась компания, которая заплатила авансовые платежи по налогам в Донецкой области и Крыму, когда была соответствующая законодательная норма. Сегодня ее филиалы в этих регионах закрылись. Главное, фирма не просит возместить ей убытки деньгами, она согласна, чтобы средства учли в счет будущих платежей, но и этого добиться непросто. Я подчеркиваю, у нас нет цели применять какие-то агрессивные меры против налоговой или воевать с конкретными чиновниками. Но мы будем отстаивать законные права бизнеса.
То, о чем я вспомнил - это только самые крупные вопросы, требующие немедленного решения.
"ДС" Насколько успешным Вы бы назвали сотрудничество с проверяющими органами? К вашим пожеланиям прислушиваются наверху?
Г.Л. Налоговая служба и таможня слышат нас и идут на контакт. По тем вопросам, которые мы успели поднять, было полное понимание ситуации и адекватные ответные действия.
"ДС" 29 марта вы собираетесь провести конференцию Ассоциации налогоплательщиков Киевской области. Что это будет за мероприятие, какая его цель?
Г.Л. Главное - зафиксировать первоочередные вопросы, помочь, для начала, хотя бы небольшой группе предпринимателей. Только позитивные примеры смогут привлечь новых участников в ассоциацию, чтобы она стала действительно репрезентативной, способной разрешать проблемы разного характера. Посетить конференцию могут все желающие. Сейчас весь коллектив ассоциации работает над тем, чтобы максимально привлечь бизнесменов и собрать их вместе с представителями контролирующих органов. Мы уже имеем самые положительные отзывы. Бизнес говорит, что он максимально заинтересован выйти на диалог с областной властью.
"ДС" Занимается ли ассоциация еще какой-то деятельностью?
Г.Л. Мы проводим семинары, на которых обучаем людей основным принципам взаимодействия с властью, а также даем возможность пообщаться представителям обеих сторон. Мы подняли огромный пласт проблем, поэтому планируем в ближайшее время провести целую серию семинаров и круглых столов с тем, чтобы помочь предпринимателям разобраться и решить свои проблемы.
"ДС" Вы были делегатом от Украины на всемирном налоговом съезде в Берлине, который состоялся на прошлой неделе. Расскажи подробнее об этом опыте.
Г.Л. Главный мессидж мероприятия в Берлине - чем ниже налоги, тем дисциплинированнее бизнес их платит. У нас же в стране пытаются доказать обратное: мол, чем меньше налоги, тем хуже станет нашему бюджету. На берлинском форуме этот миф развенчали. Велось много дискуссий относительно возможности применять в Украине иностранный опыт налогообложения. Наша фискальная служба вполне могла бы ориентироваться на Великобританию или Нидерланды. В последней стране, например, одна из самых понятных и простых систем налогообложения в мире. Глава нашей делегации Юрий Атаманюк в своем выступлении подробно осветил ситуацию в Украине и рассказал о деятельности нашей ассоциации. Кстати, уже принято решение, что в 2018 году Всемирный съезд состоится в Украине.
"ДС" Возможно ли в Украине построить такую же систему взаимоотношений между контролирующими органами и плательщиками налогов, как Европе?
Г.Л. В нашей стране очень низкое качество менеджмента в контролирующих органах. Проблема не в том, что там работают глупые люди, это не так. Просто у большинства специалистов нет возможности для развития или повышения квалификации. Посудите сами, сегодня зарплата специалиста в налоговой составляет 2500-2800 гривен в месяц. Человек с семьей не сможет прожить на эти деньги. Получается, мы сами себе создаем проблему. Каким специалистом может стать человек за эти деньги? Он ведь не будет книжки читать, развиваться, ездить на семинары. Его основная мысль - заработать. Более того, предприниматель часто бывает прав, но не может это доказать инспектору, потому что последний не обладает необходимыми знаниями в сфере своей компетенции. Другие на такую зарплату просто не идут, предпочитая частные фирмы. Решение этой проблемы одно - финансовая мотивация. Хотелось бы верить, что когда-нибудь в фискальные органы пойдут работать профессионалы, которые будут получать зарплату $5 тыс., переживать за свою работу, и с ними будет невозможно "договориться".
"ДС" В какие сроки Вы намерены добиться каких-то заметных изменений в работе проверяющих органов?
Г.Л. На решение проблем на всех уровнях необходимо примерно 1,5-2 года, при условии полной отдачи и обратной реакции со стороны контролирующих органов.
"ДС" Раньше вы занимались волонтерством, а теперь решили ввязаться в налоговую сферу. Почему такая кардинальная перемена?
Г.Л. Потому что сегодня именно в этой сфере сконцентрированы самые серьезные проблемы. В стране происходит планомерное уничтожение бизнеса. Это делает не конкретный человек, но сама система. Плюс влияние глобальных факторов. Экономическая война с Россией - огромная проблема. Только на "приграничной" торговле с РФ мы теряем $1,5-2 млрд. оборота ежегодно. Фиксируется отток прямых иностранных инвестиций из страны. Курсы доллара и евро, которые скачут каждый день, лишая бизнес доступа к валюте. Также нельзя забывать, что наша страна находится в состоянии войны. И если сегодня не попытаться изменить ситуацию к лучшему, завтра бизнес может быть уничтожен.