Геннадий Радченко: мы готовы работать на экспорт, но приоритетом компании остается внутренний рынок

О том, как работается транснациональной компании в Украине, как внедряются европейские стандарты социальной ответственности и почему инвесторы заинтересованы в импортозамещении, "ВД" рассказал директор по корпоративным вопросам Nestle в Украине и Молдове
Фото: "ДС"

"ВД" Сегодня корпоративной социальной ответственностью может считаться сохранение рабочих мест, создание нормальных условий труда и пр. Это узкое понимание КСО. Что такое корпоративная социальная ответственность в понимании компании Нестле Украина?

Г.Р. Есть Глобальный договор ООН, который определяет социальную ответственность бизнеса. Он содержит десять простых пунктов, среди которых: не давать взяток, выплачивать зарплату, платить налоги, соблюдать законы, не использовать детский труд, не уничтожать природу и т. д. Что касается нашей компании, то для нас корпоративная социальная ответственность - это норма жизни. У нас все "белое и прозрачное" - зарплата, налоги, таможня.

Но все-таки общество ожидает от компании немного большего, чем просто делать бизнес, платить налоги, заниматься благотворительностью. Осуществляя социальные программы вне нашего бизнеса, мы не можем объять необъятное. К глубокому сожалению, нельзя ответить на все запросы, просьбы, обращения. И несколько лет назад компания решила сосредоточиться на определенных направлениях. Первое - это здоровый образ жизни и здоровое питание во всех его проявлениях. Второе - вода и все, что с ней связано. У нас есть ежегодные планы по сокращению потребления технологической воды на фабриках, в офисах. Еще одно направление - развитие сельской местности, потому что там мы черпаем ресурсы для производства, потому что там работает много людей, которые связаны с нашим бизнесом. Эти три направления мы называем созданием общих ценностей. 

"ВД" В конце 2013 года "Нестле" анонсировала старт программы в поддержку молодежи - Nestle needs YOUth. Ваша компания создает новые места для трудоустройства студентов, выпускников вузов?

Г.Р. Напрямую мы не трудоустраиваем молодежь. Мы концентрируемся на том, чтобы помочь молодым людям найти себя в этой жизни. Мы берем их на практику, проводим тренинги, учим писать резюме, проходить интервью с рекрутером и т. д. За те пару месяцев, которые молодые люди проводят у нас во время стажировок, они успевают даже в какой-то степени поменять свое мировоззрение, свое отношение к жизни. И если есть вакансии, а ребята хорошие и соответствуют нашим требованиям, мы берем их на работу. 

Частью этой программы можно считать создание во Львове подразделения Бизнес Сервис Nestle(NBS), которое обслуживает большую часть финансовых операций, а также некоторых процессов в управлении персоналом на предприятиях Nestle в Восточной и Центральной Европе. За четыре года было трудоустроено почти тысячу человек, средний возраст которых 26-28 лет.

"ВД" Вы могли бы привести примеры социальных программ, которые реализует "Нестле Украина"? 

Г.Р. Одна из программ - "Абетка харчування". Это учебная программа для учащихся первых-четвертых классов, которая является составной частью курса "Основы здоровья" для средних школ. Суть программы - научить детей принципам правильного питания. Мы печатаем ежегодно какое-то количество книг, рабочих тетрадей, методичек для учителей, которые разработаны и утверждены Министерством образования, проводим семинары. Кроме того, мы внедряем в школах уроки физкультуры, которые направлены на командное участие детей в спортивных играх, эстафетах, а не на индивидуальные достижения. Мы передаем в школы спортивные снаряды, проводим семинары с учителями физкультуры.

Еще один проект, к сожалению, в силу разных причин достаточно долгий, - это строительство очистных сооружений в поселке городского типа Торчин (Волынская обл.), где находится наша фабрика. В этом населенном пункте нет канализации, и этот проект направлен на улучшение условий быта людей, которые там живут. 

"ВД" Какая сумма ежегодно расходуется на социальные программы?

Г.Р.

Вряд ли суммой, которую мы тратим, можно определить достигаемый эффект. Потому что тратим на самом деле не мы, а потребитель, который платит за все, покупая наши продукты. На самом деле важнее не то, сколько мы расходуем денег, а насколько эффективно мы их тратим. Приведу такой пример: несколько месяцев назад мы выделили 300 тыс. грн. на ремонт спортивного зала в школе поселка Торчин. Но мы увидели, что есть более серьезная проблема - протекание крыши. И эти деньги пошли на ремонт крыши.  Инициативу поддержали местные власти и выделили 400 тыс. грн. на ремонт спортзала. То есть получился как бы принцип домино.

Или вот мы проводим семинары для учителей. Неважно, в какую сумму они обходятся нашей компании. Важно, что эти учителя чему-то научились и понесут эти знания своим ученикам. 

"ВД" В некоторых странах, например Великобритании или Франции, социальные программы внедряются под давлением со стороны государства, общественных организаций. Как вы считаете, следует ли разработать правовое регулирование для внедрения КСО в Украине?

Г.Р. Не думаю, что сейчас, в нынешней тяжелой ситуации в Украине, этот вопрос вообще надо ставить.

"ВД" Как Украина может стимулировать социально-ответственное инвестирование?

Г.Р. В некоторых странах есть налоговые льготы на инвестиции в социальную сферу, культуру... Но внедрять такие механизмы в Украине, по моему мнению, преждевременно. Мы уже видели, к чему могут привести льготы. Когда все начнут платить налоги - и бизнес, и граждане, когда люди начнут понимать, что серые или черные зарплаты - это нехорошо по отношению к соседу, тогда, может быть, стоит начинать думать на эту тему. А пока давайте сначала научимся платить налоги.

"ВД" В Европе существуют законодательные требования к социальной отчетности компаний. К примеру, Великобритании в 2008 году вступил в силу закон, требующий от компаний раскрытия информации по охране окружающей среды, взаимодействию с местным сообществом, взаимоотношениям с сотрудниками. Готовы ли украинские компании к обязательной социальной отчетности?

Г.Р. Социальная отчетность нам нужна. Это прозрачность, открытость компании. На самом деле здесь много вопросов - что такое корпоративная социальная ответственность, что именно вписывать в этот отчет, вносить ли туда меценатство и т. д.

Наша компания делает социальные отчеты раз в два года. Мы не так давно начали этим заниматься, в прошлом году вышел второй отчет - "Создание общих ценностей". Надо ли вводить обязательную нефинансовую отчетность? Я не знаю. Опубликовать отчет - это тоже деньги, они могут быть потрачены на вещи, которые компания считает нужнее. Регулярную социальную отчетность может себе позволить финансово успешная компания, у которой есть на это бюджет. Потому что, снова повторю, за все платит потребитель, даже за этот отчет.

"ВД" Как экономическая ситуация в Украине отразилась на вашей компании?

Г.Р. Учитывая очень тяжелые условия, мы можем сказать, что прошлый год для нашей компании был очень успешным. По нашим внутренним оценкам, по объемам продажи кондитерских изделий мы занимаем второе место на рынке. Это очень хороший показатель. У нас одна кондитерская фабрика - "Світоч", и мы работаем в основном с шоколадом, это достаточно дорогой сегмент. Наше второе место говорит о том, что мы выбрали правильную ценовую политику и ассортимент, то есть мы выпускаем тот продукт, который нужен потребителям. 

Мы продаем не слишком много продуктов премиального сегмента, у нас больше дешевых. Но дешевый продукт может быть качественным - это правда. "Нестле" никогда не идет на компромисс с качеством.

По моему мнению, самый лучший продукт "Світоч" - это вафли "Артек": мы продаем их столько, сколько можем выпустить. Если бы в сутках было 40 часов, то мы бы 40 часов работали и выпускали эти вафли - их бы все раскупили.

"ВД" Что делается для того, чтобы увеличить долю сырья, закупаемого на местном рынке?

Г.Р. Когда в 2008 году грянул кризис и обвалилась гривня, мы поняли, что сильно зависим от курса доллара. Очень многие вещи, которые можно сделать в Украине, компания покупала за валюту. Тогда и появилась программа "Господар", задача которой - локализация производства, то, что сейчас называют импортозамещением. Мы стали работать с украинскими предприятиями - производителями сырья и упаковки. Мы начали стимулировать местные компании, чтобы они покупали новое оборудование, внедряли новые технологии и т. д. Например, раньше "носики" для упаковок кетчупа и горчицы делала польская фирма. Мы настояли на том, чтобы перенести часть производства в Украину. Оказалось, что в нашей стране не производили сухие овощи, например сухой лук, который используется во всех консервах. Мы подтолкнули местных аграриев к развитию новых производств. Сейчас компания импортирует только то, что не производится в Украине, - это кофе, какао и специи.

Кроме того, мы локализовали свое производство. Например, что касается кулинарии, а это почти половина нашего бизнеса в Украине, все полностью производится здесь. На "Світочи" поставили новое оборудование, которое фасует кофе. Если сам по себе кофе импортный, то сахар, стики, картонные коробки, рабочие руки и пр. - все это местное.

"ВД" В какие страны экспортируется продукция компании "Нестле Украина"? 

Г.Р. Мир Nestle разделен на несколько рынков, и они не находятся в границах государств. Например, Польша и Прибалтика - это один рынок, Украина и Молдова - другой, Испания и Португалия - третий и т. д. Традиционно мы из Украины экспортировали товар в Молдову. Но сегодня внешняя и внутренняя политика нашей страны изменилась, границы открылись, и наш товар ждут на других рынках. Один из примеров - сейчас больше 40% продукции харьковской фабрики, которая выпускает известную вермишель "Мивина", экспортируется в Евросоюз, в частности, в Германию, Испанию, Италию, Польшу. Экспортируется в страны ЕС 10% продукции фабрики "Торчин".

"ВД" После отмены странами ЕС таможенных пошлин на украинские товары для экспорта открылись новые возможности. Готова ли компания "Нестле Украина" к новым условиям для работы на экспорт?

Г.Р. Мы всегда были готовы. Все наше производство соответствует как внутренним стандартам Украины, так и стандартам компании Nestle, которые гораздо жестче, чем во многих европейских странах. Но при 43 млн потребителей нашей продукции в Украине приоритетом компании остается внутренний рынок.

Опубликовно в журнале "Власть денег" №3 (440) за март 2016