Газовые договоренности: вопросов больше чем ответов

Украина опубликовала лишь один из трех подписанных вчера газовых документов. Причем тот, который, по мнению российской стороны, не является юридически обязательным

Сегодня ночью Украина, Россия и ЕС подписали протокол относительно поставки российского газа в зимний период. Казалось, самое время праздновать победу. Во-первых, "Газпром" согласился продавать нам газ по цене в 385 долл. за тысячу кубов. Во-вторых, долги мы на данный момент погасим по "старой" цене в 286,5 долл., и что-то доплачивать нам придется только в том случае, если Стокгольмский арбитраж примет решение не в нашу пользу. В-третьих, газ нам пустят практически сразу после того, как мы погасим первую часть долга. И, наконец, четвертое - если вдруг Россия передумает, и решит, что цена на газ должна снова стать 485 долл. или сколько-то там еще, то Евросоюз обязуется нам помочь материально и даже реверсно. Казалось бы, чем не повод выпить шампанского.

В п. 4 "Имплементация протокола" указывается, что положения сего документа становятся юридически обязательными согласно подписанному дополнению к контракту между "Газпромом" и "Нефтегазом". Вот только этого дополнения публика пока не видела

Однако, с самой ночи не перестает мучать вопрос - а где же накалывают? Ведь мало кто может поверить в то, что Россия пошла нам на уступки, не припася какой-нибудь сюрприз. И вот оно - министр энергетики РФ Александр Новак не продержавшись и суток после подписания протокола заявил: "Документ не носит юридически обязывающий характер. Это декларация о намерениях и договоренности, достигнутые в рамках трехсторонних консультаций. Понятно, что это больше документ политический, в котором отражены основные договоренности".

И действительно, разглядывая опубликованный на сайте КМУ документ, трудно не заметить, что в пункте 4 "Имплементация протокола" указывается, что положения сего документа становятся юридически обязательными согласно подписанному дополнению к контракту между "Газпромом" и "Нефтегазом". Вот только этого дополнения публика пока не видела, и что же там написано - мы можем только догадываться, исходя из заявлений украинских и российских чиновников. А они порой совершенно противоречивы.

Вот, к примеру, по словам министра энергетики Украины Юрия Продана, цена российского газа для Украины в четвертом квартале 2014 года составит около $378 за тыс. куб. м., а уже в первом квартале 2015 года - около $365. Тогда как представитель "Газпрома" Сергей Куприянов уверен, что нынешняя цена $379,22, а что будет в первом квартале вообще неизвестно - "мы пока не можем назвать точно цену газа для первого квартала 2015 года, потому что формула цены опирается на котировки нефтепродуктов за предыдущие 9 месяцев". Или вот еще пример. В протоколе сказано, что Россия отказывается от принципа "бери или плати" до апреля 2015-го. Но ссылки на то, что это зафиксировано в дополнении к контракту нет. Значит ли, что цитируя Новака, это лишь декларация о намерениях, или это оговорено в дополнении к контракту? Тот же вопрос относительно скидки - она зафиксирована в юридически правовом документе или только в политической декларации? Ответа на эти вопросы пока нет.

А еще никто не видел того самого гарантийного письма Баррозу на имя Порошенко, которым закрепляются гарантии со стороны Еврокомиссии в адрес Украины относительно финансовой поддержки в случае, если Россия не выполнит свои обязательства в отношении цены на газ, а также готовность ЕК способствовать дальнейшему наращиванию реверсных поставок газа в Украину из стран-членов ЕС. Ладно, дополнения к контракту, тут хотя бы можно сослаться на коммерческую тайну. А письмо почему не опубликовано? Вот что такое финансовая поддержка? Это ЕС сам оплатит разницу в цене или просто даст кредит, а платить все равно нам? И как ЕК будут способствовать реверсу зимой, когда Европе самой не будет хватать газа? Одним словом, вопросов больше, чем ответов.

Так что шампанское пить пока рано. Ведь, как показывает практика, в конечном итоге вполне может оказаться, что Россия, получив от нас 3,1 млрд. долл. снова поднимет цену, и пока Еврокомиссия будет размышлять над тем, как компенсировать разницу, поставки газа прекратятся. И произойдет это не в погожие осенние деньки, а в январские морозы.