Пушки и математика. Почему растет ВВП России

При положительной динамике ВВП российская экономика погружается во внутренние проблемы, которые будут только нарастать

Добавленная стоимость растет, однако жизнь россиян от этого не становится хоть как-то благополучнее / Фото из открытых источников

По предварительной оценке Росстата, ВВП России вырос во II квартале 2023 г. на 4,9% к аналогичному кварталу 2022 г. В первом квартале также зафиксирован рост 1,8% по этой же метрике.

Выходит так, что, несмотря на санкции, российская экономика растет, а россияне, судя по официальным данным о доходах населения, чувствуют себя вполне неплохо, что никак не бьется с теми алармистскими сценариями, которые озвучивают с начала полномасштабного вторжения РФ в Украину.

Чтобы ответить на вопрос "Все ли так хорошо в российской экономике?", рассмотрим почему растет ВВП.

"Пушки вместо масла"

Сначала немного теории: ВВП — это стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых за конкретный период на территории определенного государства. Согласно одному из методов расчета ВВП = потребление домохозяйств + государственные расходы + валовое накопление капитала (грубо говоря, инвестиции) + чистый экспорт (экспорт - импорт).

ВВП России растет прежде всего благодаря повышению госрасходов. Расходы федерального бюджета за 7 мес. 2023 г. увеличились на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и на 37,5% к 2021 г.

Треть всех бюджетных расходов идет на войну. Выполняется гособоронзаказ, производятся выплаты военным, семьям погибших и т.д. В 2022 г. военные расходы России оцениваются в $86 млрд (третье место в мире после США и Китая), в I полугодии 2023 г. — более $70 млрд (5,58 трлн руб.).

Разумеется, что когда вы производите танки и ракеты, у вас в экономике возрастает загрузка в смежных отраслях и это вызывает цепную реакцию. Например, предприятия ВПК закупают продукцию у сотен российских поставщиков, в том числе у тех, кто производит сталь. Сталевары в свою очередь увеличивают заказ на коксующийся уголь и так далее по цепочке.

При этом, как видим, госрасходы идут не на создание общественных благ, таких как строительство дорог, школ, университетов, больниц и т.д. (что само по себе не является показателем эффективности использования бюджетных средств, но может оправдать увеличение присутствия государства в экономике).

Расходы идут на создание той продукции, которая ежедневно уничтожается на территории соседнего государства.

Выплаты военным и их семьям стимулируют потребительский спрос, который не сопровождается аналогичным производством потребительских товаров (отсюда ускорение инфляции за последние месяцы).

Чтобы понять, развивается ли при этом экономика РФ, нужно ответить на несколько вопросов:

  • Возрастает ли конкурентоспособность российской экономики?
  • Создаются ли активы, которые будут приносить доходы в будущем?
  • Увеличивается ли общий "пирог" богатства, который в дальнейшем можно будет распределить между разными слоями населения?
  • Какова совокупная полезность созданных товаров и услуг?
  • Улучшается ли качество жизни людей?

Ответы на все эти вопросы, очевидно, негативны.

Таким образом, ВВП растет не потому, что экономика создает полезные потребительские товары, улучшающие качество жизни населения, а потому, что производит много "пушек" и проводит некрополитику, по сути, предлагая плату за смерть.

Добавленная стоимость, произведенная за определенный промежуток времени, растет, однако жизнь россиян от этого не становится хоть как-то благополучнее и безопаснее, скорее наоборот. Аналогичная ситуация наблюдалась в экономике Третьего рейха, СССР.

В принципе такой экономический рост может на время создавать иллюзию благосостояния, когда государство имеет накопленные резервы и не нужно много занимать. Ключевые слова здесь — "на время" и "иллюзия".

Эффект низкой базы сравнения

На второй квартал 2022 г. пришлось самое сильное проседание российской экономики, тогда ВВП сократился на 4,5%, а от низкой сравнительной базы расти легче. То есть динамичный рост во II кв. 2023-го — это еще и математический эффект.

Как видно из вышесказанного, такой показатель, как ВВП, оказывается бесполезным в определенных случаях, и делать выводы о состоянии экономики на основании одних только показателей его изменения некорректно.

Что будет с российской экономикой

Итак, на самом деле сейчас следует обратить внимание на следующие аспекты экономики РФ.

1. Перегрев экономики на фоне дефицита кадров, проявляющийся как рост зарплат и ускорение инфляции (особенно сейчас, когда девальвация рубля может спровоцировать отток трудовых мигрантов и российский рынок труда окажется под еще большим давлением).

Мы не сомневаемся, что ЦБ РФ во главе с достаточно консервативной Эльвирой Набиуллиной будет продолжать политику повышения процентных ставок во избежание раскрутки инфляционной спирали, что не может не сказаться на ставках по кредитам и ипотечному рынку.

Пока рано говорить о каком-то кризисе, но с учетом того, сколько ипотечных кредитов набрали россияне за последние три года (с момента запуска льготной ипотеки в 2020 г. и ее расширения в 2022 г.), ожидаемого роста процентных ставок и других рисков, связанных с доходами в РФ, ситуация может оказаться очень серьезной.

2. Падение экспорта и ухудшение сальдо торгового баланса/текущего счета. Профицит текущего счета за 7 мес. 2023 г. сократился в 6,6 раза в годовом измерении — до $25 млрд, профицит торговли товарами снизился в 3,2 раза — до $64 млрд. Внешняя ценовая конъюнктура на мировых рынках ухудшается, санкции сказываются на физических объемах российского экспорта, тенденция пока что остается отрицательной для российских экспортеров (особенно с учетом проблем Китая, который никак не может разогнать экономику после ковидных ограничений и, похоже, входит в дефляционную спираль).

Здесь следует отдельно отметить изменение структуры расчетов. Перевод продаж товаров дружественным странам в рубли (юани, рупии) вызывает дефицит твердой валюты, потому что для импорта определенной продукции по-прежнему нужны евро и доллары, как и для вывода капитала за границу. Предложение твердой валюты на российском рынке сильно сжалось. Это отражается на курсе рубля, который за последний месяц опустился по отношению к доллару на 8,5%, а с начала года потерял в стоимости 39,5%.

3. Потенциальные проблемы с бюджетом РФ в 2024 г. Снижение экспорта, сырьевых котировок, особенно цен на нефть, может серьезно повлиять на способность российской экономики генерировать достаточный объем доходов для финансирования бюджетных расходов. Нет сомнений в бюджетной стабильности России в 2023 г. и способности финансировать войну. Однако уже с 2024 г. риски ухудшения ситуации в бюджетном секторе РФ становятся очевидными даже с учетом ограничений по расходам, повышению налогового давления и девальвации рубля. Девальвация выгодна для бюджета, как и инфляция, поскольку увеличивает номинальные поступления в казну. Здесь, кстати, вырисовывается потенциальный конфликт интересов Минфина РФ и ЦБ, для последнего именно ценовая стабильность является первым приоритетом.

Худшим сценарием для России стал бы мировой кризис, при котором произошел бы обвал котировок на сырьевых рынках, включая нефтяные котировки.

Таким образом, мы видим, что при вполне положительных показателях ВВП российская экономика погружается в свои внутренние проблемы, более того, можно сказать, что они только начинаются. 2022 г. оказался по-настоящему удачным для России, ведь санкции вводились очень постепенно и не для всех сразу, а цены на нефть были близки к своим историческим максимумам. В этом году мы уже видим сигналы нарастающих бюджетных проблем: дефицит бюджета за 7 мес. уже почти на уровне годового плана, правительство шаг за шагом вводит налоговые усиления, занимается "раскулачиванием" бизнеса в виде налогов на "сверхдоходы", инициирует сокращение расходов. Однако все самое интересное, очевидно, начнется в следующем году.