• USD 41.9
  • EUR 44
  • GBP 53.3
Спецпроекты

Замороженные деньги России. Сможет ли их получить Украина

С начала войны против Украины западные страны заморозили значительные активы РФ, но пока неизвестно, можно ли будет их использовать на восстановление страны

Чтобы замороженные российские средства поступили на восстановление Украины, нужна добрая воля стран, где сейчас эти активы находятся
Чтобы замороженные российские средства поступили на восстановление Украины, нужна добрая воля стран, где сейчас эти активы находятся / Getty Images
Реклама на dsnews.ua

Еще 3 марта, спустя неделю войны, президент Украины Владимир Зеленский призвал россиян учить слова "репарации" и "контрибуции": "Вы возместите все, что сделали против Украины. В полном объеме", — заявил он.

15 марта руководитель Офиса президента Андрей Ермак в видеообращении сказал, что к восстановлению Украины будут привлечены средства иностранных партнеров, ведущих мировых финансовых учреждений, а также репарации, которые должна будет выплатить Россия за ее вторжение в Украину 24 февраля 2022 г.

Сейчас сложно оценить все возможные источники репараций. Рассмотрим один из них. Запад заморозил значительные валютные активы РФ. Какие деньги и как могут пойти на восстановление Украины, мы и попытаемся разобраться.

"Мы не можем их использовать…"

Примерно половина золотовалютных резервов России была заморожена после введения санкций Евросоюзом и его партнерами — странами Большой семерки. Известно, что объем международных резервов ЦБ РФ по состоянию на февраль 2022 г. составлял $640 млрд. Почти половина этих средств была размещена в иностранных ценных бумагах, остальное — в наличной валюте, депозитах и золоте. По данным самого Центробанка, на активы во Франции, Германии, США, Великобритании, Австрии и Канаде приходилось 38,6% от всех резервов, 10% — на Японию. Следовательно, можно заключить, что была заморожена половина, или около $300 млрд золотовалютных резервов России, что и подтвердили в российском правительстве.

"Это примерно половина резервов, которые у нас были. У нас общий объем резервов около $640 млрд, около $300 млрд резервов теперь находится в состоянии, в котором мы не можем их использовать", — заявил министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью СМИ.

Но есть еще и частные активы. По оценке экономиста Нью-Йоркского университета Бранко Милановича, частные и государственные российские активы, замороженные на Западе, могут составлять сумму в $600-700 млрд. Для сравнения: это около 35-40% российского ВВП.

Реклама на dsnews.ua

Средства, необходимые для восстановления Украины, на середину марта оценивались украинским правительством на уровне более полтриллиона долларов.

"Предварительные расчеты говорят, что прямые единоразовые потери для Украины составляют более $500 млрд. Это те деньги, которые будут нужны, чтобы восстанавливать нашу страну и за счет средств репараций РФ и за счет средств наших партнеров", — сказал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль на встрече с главами правительств Польши, Чехии и Словении.

Над подсчетом и оценкой потерь Украины работает правительственная группа, но примерные масштабы общего ущерба уже понятны и сопоставимы с теми средствами РФ, которые заморожены Западом.

Фонд для Украины

16 марта во время телемарафона советник президента Украины Олег Устенко рассказал, что $300 млрд, находящихся на зарубежных счетах РФ, зарезервированы для Украины. Они смогут быть использованы через специальный фонд.

"$300 млрд, которые уже зарезервированы для нас, — это средства Центрального банка России, которые находятся на счетах за пределами России и которые будут поступать к нам. Это средства, которые будут дополнительно поступать в фонд, где будут средства от арестованного имущества российской так называемой элиты", — рассказал Устенко.

Также Устенко считает, что для части замороженных активов выпустят бонды, долговые обязательства. Вырученные от их продажи средства также поступят в фонд, который формируется для восстановления Украины.

Идею создания фонда для компенсации средств украинцам Устенко высказывал и в колонке для издания Politico, написанной в соавторстве с бывшим главным экономистом МВФ Саймоном Джонсоном.

"США, ЕС, Великобритания и другие страны должны создать международный фонд для оказания гуманитарной денежной помощи украинцам. Вначале его размер должен равняться $200 млрд. Этот фонд мог бы выпускать облигации под индивидуальные и совместные гарантии западных стран-участниц. Затем эти страны должны решить, передавать ли в фонд замороженные российские активы, сделав его одним из источников покрытия гарантий. Так или иначе, в мире найдется много желающих купить такие облигации. У этого нового международного фонда будет только одна задача: ежедневно перечислять евро на карты украинцев. Конкретную сумму надо обсуждать с украинским правительством, но чтобы понять масштаб перечислений, можно отталкиваться от суммы $50 в день (около 45 евро)", — говорилось в статье.

Создание фонда и выпуск облигаций является одной из форм финансирования для восстановления Украины, а также на гуманитарные нужды населения. Недаром Кабмин еще в начале марта объявил о создании четырех подобных фондов. Один из них будет заниматься восстановлением разрушенного имущества и инфраструктуры, второй — обновлением и трансформацией экономики, третий — обслуживанием и погашением долга, четвертый — поддержкой пострадавшего бизнеса. Возможно, именно они будут сотрудничать с международным фондом, идеи о котором высказали в ОП.

Три формата восстановления Украины

11 марта в эфире телемарафона заместитель министра экономики Денис Кудин заявил, что наша страна намерена получить значительно большую сумму, чем озвученная ранее, — $415 млрд из валютных резервов Центробанка России, чего будет достаточно, "чтобы перекрыть единовременные потери". Чиновник, правда, не назвал источника для таких оптимистичных оценок, но указал два основных подхода к определению ущерба. Это прямые потери, то есть уничтоженная и поврежденная инфраструктура, жилье, детсады, школы. Второе — это объем потерь валового внутреннего продукта (ВВП), то есть насколько упадет экономика Украины в военное время. По оценкам Минэкономики, в стране потеряно около 50% деловой активности. Кстати, ранее о том, что ВВП Украины сократился вдвое, заявляли в Национальном банке Украины.

Денис Кудин назвал три способа, которыми можно добиться компенсаций от России:

  1. Судебная претензионная работа против РФ в международных судах, в том числе в Международном уголовном суде.
  2. Использование золотовалютных резервов ЦБ РФ. Механизм, по которому эти деньги могут поступить в Украину, будет найден совместно с правительствами стран — партнеров Украины.
  3. Репарации в натуральной форме — энергоресурсы, другие виды материальных ценностей, необходимых Украине для постоянного потребления.

Эксперт-международник Владимир Воля считает, что для использования замороженных российских средств на восстановление Украины нужен ряд технических решений. Он также указывает на три формата, по которым будет вестись восстановление.

"Я думаю, будет использоваться несколько форматов, — говорит эксперт. — Это общий фонд восстановления за счет привлечения спонсорских средств, пожертвований от других государств, компаний, корпораций плюс арестованные российские средства. Еще один формат — это так называемый План Маршалла. Это более широкая программа параллельно с фондом восстановления. Восстановление инфраструктуры и жилья — это одно, а восстановление экономики Украины, промышленности — это уже некое подобие упомянутого плана. Еще один формат — это двусторонние целевые проекты, как, например, заявление Италии и Греции о готовности отстроить театр в Мариуполе. Вот как минимум три формата восстановления Украины присутствуют".

Как получить компенсации

К созданию фонда для восстановления Украины, куда войдут замороженные средства российских олигархов, уже призвал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий. Эту же идею, но с использованием российских международных резервов, поддержал бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус: "Почти половина золотовалютных резервов России — $300 млрд — заморожена. Правильный шаг. После войны они должны быть конфискованы и использованы для восстановления экономики и инфраструктуры Украины", — написал он в Twitter.

Действительно, судьба этих денег будет решаться после войны. Нужна не только заморозка и арест этих средств, но и их конфискация и отчуждение.

"Замораживание активов не означает, что Украина или украинские физические и юридические лица, пострадавшие в результате войны России против Украины, автоматически смогут воспользоваться этими активами для компенсации потерь, — комментирует советник, адвокат компании Arzinger Оксана Карел. — Напомню, что санкции являются одним из инструментов ЕС для достижения целей Совместной внешней политики и безопасности (CFSP): мира, демократии и соблюдения верховенства права, прав человека и международных законов. Санкции не являются прямым инструментом для использования Украиной активов РФ, соответствующих физических и юридических лиц. Не исключено, что будет заключен международный многосторонний договор, который станет правовым основанием возможности использования замороженных активов в качестве компенсации потерь".

"Резервы так и остаются собственностью РФ, однако она ограничена в их использовании. Поэтому на сегодняшний день передать эти средства Украине невозможно", — отмечает главный юрист ЮК WINNER Максим Багнюк.

То же касается и активов российских олигархов: "Использование любых активов, находящихся на территории других стран, граждан и/или резидентов РФ возможно только в случае принудительной конфискации этих активов государством места нахождения и последующей их передачи в виде помощи Украине", — говорит Максим Багнюк. Впрочем, как сообщало издание Bloomberg со ссылкой на три своих источника, официальные лица Евросоюза обсуждают возможность использования активов российских олигархов, которые находятся под санкциями, для финансирования восстановления Украины после войны

В терминах современного международного права режим, в котором находятся российские активы, называется репрессалиями. "Репрессалии означают наложение ограничений, но не лишение прав на активы, — комментирует партнер, руководитель практики решения споров Kinstellar Александр Мартыненко. — Целью репрессалий является побуждение государства-агрессора к прекращению правонарушения. В практическом аспекте сущностью применяемых репрессалий является временное ограничение лиц-бенефициаров таких активов в их праве владеть, пользоваться и/или распоряжаться по своему усмотрению такими активами до тех пор, пока государством-агрессором не будет прекращено правонарушение".

Что касается репараций как термина, то они налагаются на виновника войны и разрушений после заключения мирного договора или другого международного акта. Этого пока что нет. О контрибуциях здесь говорить не приходится, поскольку это те материальные активы, которая платит проигравшая сторона победившей.

"По своей природе репарации — это добровольное возмещение ущерба страной-агрессором на основании заключенного мирного договора или иного международного акта, предусматривающего добровольное возмещение причиненного ущерба, — комментирует Максим Багнюк. — То есть в случае отсутствия у РФ желания осуществлять возмещение причиненного ущерба, взыскать репарации, в том числе за счет замороженных активов, будет невозможно. Поэтому единственным возможным вариантом возмещения нанесенного ущерба будет оставаться иск государства Украина на агрессора в компетентные международные суды на предмет взыскания".

Добрая воля Запада

По мнению адвоката Ростислава Кравца, для того, чтобы замороженные российские средства поступили на восстановление Украины, нужна добрая воля стран, где сейчас эти активы находятся.

"Объективно для этого нужно заключить соответствующие международные соглашения и оформить это как репарации в части возмещения ущерба, причиненного Украине, но для этого нужна добрая воля наших иностранных друзей, которой у них нет. Им проще заморозить эти деньги, чтобы они работали на их экономику, но не отдавать их Украине. Эти деньги как бы арестованы, а в дальнейшем они должны принять у себя решение о передаче этих средств на восстановление Украины, но, как мы видим со времен еще Павла Лазаренко, возврат обратно миллиардов, которые были украдены в Украине, на данный момент выглядит крайне туманным. Для этого необходима добрая воля правительств этих стран, а пока такой воли, к сожалению, не видно", — говорит Ростислав Кравец.

Юрист отмечает, что по вопросу компенсаций можно обращаться в Международный суд ООН, но без упомянутой выше доброй воли механизма не существует.

Владимир Воля отмечает два нюанса. Во-первых, для компенсаций нужно будет провести инвентаризацию разрушений и расписать смету. Во-вторых, работать над получением российских средств на восстановление Украины лучше после окончания войны.

"В целом уже сейчас можно говорить о международном комитете по восстановлению Украины, чтобы эта техническая работа уже была начата. Чтобы запустить эти фонды, я думаю, правильно было бы создать такой международный комитет. Под эгидой какой международной организации он должен быть, тут вопрос. Было бы правильным, если бы такой фонд был бы создан под эгидой ООН, — говорит Владимир Воля. — Я не думаю, что стоит ожидать, что до окончания войны эти арестованные средства кто-то будет направлять на восстановление Украины. Арестованные средства — это одно, а когда они изымаются, это повышает градус напряжения. Есть такой политический момент. Я думаю, что арестованные средства до завершения войны вряд ли будут направляться".

В качестве исключения Украине могут идти небольшие транши на гуманитарные нужды. Но в целом передача российских средств Украине пока выглядит проблематично. Понадобится активная работа политиков и дипломатов, но главное — нужен международный акт, где будут зафиксированы права Украины и объемы компенсаций. Этот процесс может затянуться, но может пойти и очень быстро, поскольку то, что Россия безо всяких причин развязала войну, нанесла огромный урон Украине и совершила военные преступления, является совершенно очевидным и прозрачным. Тому есть масса тщательно задокументированных доказательств уже на данный момент.

"Украина не сможет быстро обратить замороженные активы России в свою пользу, — говорит юрист Александр Мартыненко. — Это, возможно, не очень хорошая новость для всех нас. Тем не менее, лучшей новостью в этом является то, что в статусе репрессалий указанные активы могут рассматриваться как своего рода страховой фонд, который будет со временем предоставлен Украине для восстановления всего разрушенного войной и возмещения ущерба, причиненного государством-агрессором нашему государству, людям и юридическим лицам".

    Реклама на dsnews.ua