Как Фирташ победил "Нафтогаз"
В середине мая Киевский апелляционный хозяйственный суд при повторном рассмотрении оставил в силе свое же постановление от 30 июня 2011 г., которым НАК "Нафтогаз України" была исключена из состава учредителей ПАО "Укргаз-энерго". Формальным поводом послужила предшествовавшая этим событиям инициатива государственной компании о ликвидации указанного трейдера. Тогдашний выпад, предпринятый НАК в 2008 г., объяснили желанием избавить Украину от ненужной прокладки при распределении импортного газа в Украине, роль которого как раз исполняло "Укргаз-энерго". Правда, со стороны это решение воспринималось как сведение личных счетов тогдашнего премьер-министра Юлии Тимошенко с Дмитрием Фирташем — совладельцем Rosukrenergo, которой в тот момент принадлежало 50% ПАО.
Повод окончательно убедиться в этой версии участники газового рынка получили в 2010 г., когда в данном процессе был включен режим реверса. После прихода к власти Виктора Януковича и усиления позиций группы Фирташа, затеянная "Нафтогазом" игра была перевернута с ног на голову. Инициативу НАК о ликвидации "Укргаз-энерго" истрактовали как нежелание развивать компанию, и на этом основании Киевский апелляционный хозсуд принял решение исключить "Нафтогаз України" из состава акционеров ПАО.
В "Нафтогазе" ставили вопрос об отмене этого постановления несколько раз. Вначале (при Януковиче) с целью его узаконивания. После превращения Виктора Федеровича в "Ростовского люстрата" и смены руководства НАК, эта компания стала по-честному пытаться вернуть себе статус соучредителя "Укргаз-энерго". Особых сомнений в искренности этих намерений не возникало хотя бы из-за явно не заладившихся отношений между Фирташем и тогдашним главой Кабмина Арсением Яценюком, которому напрямую подчинялся "Нафтогаз". Кстати, любители конспирологии проводят прямую параллель между недавней отставкой Яценюка и нынешним проигрышем НАК. Но даже если это и так, важнее последствия произошедшего, а не причины.
Что означает фиаско "Нафтогаза"? Во-первых, "Укргаз-энерго" получает стимул продолжить борьбу за 4,8 млрд куб. м газа, которые она уже пятый год пытается отсудить у "Укртрансгаза", обвиняя его в незаконной экспроприации данного энергоресурса (сейчас этот спор по второму кругу слушается в том же Киевском апелляционном хозсуде). Во-вторых, набсовет ПАО может потихоньку готовить собрание акционеров общества, внеся в его повестку вопрос о выплате дивидендов из чистой прибыли "Укргаз-энерго" (на конец 2015 г. объем нераспределенной прибыли компании превышал 5 млрд грн.), а также о выкупе принадлежавшей "Нафтогазу" доли. К этому процессу у Дмитрия Фирташа уже подготовились.
Завершение этого процесса будет неплохой отправной точкой на этапе бурного развития ПАО. Ведь неопределенность с НАКовским пакетом акций, которая сохранялась до последнего, отбивала у менеджмента "Укргаз-энерго" любое желание зарабатывать деньги и тем более их отражать в строке чистой прибыли предприятия.
Возможно, именно поэтому ПАО до последнего вело очень скромный образ жизни — за прошлый год компания поставила всего 40 млн куб. м газа на сумму 283 млн грн. Теперь же у нее развязаны руки: после принятия в прошлом году Закона "О лицензировании видов хозяйственной деятельности", поставки природного газа по нерегулируемому тарифу вышли из-под контроля НКРЭКУ.