Евгений Олейников: Государство само требует от налоговой службы нарушать закон
"ДС" В правительстве уже второй год говорят о борьбе с коррупцией в Государственной фискальной службе. Есть ли реальные результаты?
Е. О. Декларирование борьбы с коррупцией в налоговой службе (неважно, называется ли она Государственной налоговой администрацией, Миндоходов и сборов или же Государственной фискальной службой) продолжается фактически с момента ее появления. Каждый новый руководитель торжественно обещает искоренить коррупцию, привлечь на работу профессионалов, изменить философию работы и т. д. Результат же всегда один и тот же - "околонулевой". Не стали исключением и последние два года.
"ДС" Почему так происходит?
Е.О. Причиной тому ряд фундаментальных факторов, без устранения которых существенное снижение уровня коррупции в налоговой службе невозможно. Первый и главный из них - это то, что нарушать закон от налоговой службы требует само государство. И речь совсем не о том, что отдельные руководители используют служебное положение в личных интересах и поощряют к противоправным действиям своих подчиненных. Речь о системном нарушении законодательства высшими органами власти, а именно - определении совершенно нереалистичных планов бюджетных поступлений, устанавливаемых в законах о государственном бюджете. Бюджетное планирование в нашей стране давно оторвано от экономических реалий. Оно опирается не на оценку возможностей экономики, а на расчет потребностей получателей бюджетных средств. В результате мы слышим от чиновников разных уровней, включая министров, обещания покончить с переплатами налогов и невозмещением НДС также часто, как и заявления об искоренении коррупции. Однако на практике все остается как было.
Нереальные планы поступлений, которые доводятся налоговой службе, требуют систематического нарушения закона налоговиками.
При этом правоохранительная система очень ограничена в способах воздействия на налоговиков, ведь требование неукоснительно соблюдать закон приведет к недопоступлению в бюджет запланированных средств. Таким образом, и прокуратура и иные правоохранительные органы вынуждены делить нарушения на "допустимые" и "недопустимые", что является отличной питательной средой для коррупции.
"ДС" В такой ситуации обновление кадров не поможет?
Е. О. Одной из причин коррумпированности налоговой службы как раз является отсутствие карьерных перспектив сотрудников. В условиях постоянной смены кадров по политическим мотивам у них исчезает стимул к добропорядочному поведению как основе карьерного роста. Наоборот, из-за постоянного риска быть уволенным при очередной смене руководства, работник заинтересован в том, чтобы максимально использовать имеющуюся должность для личного обогащения "здесь и сейчас". Тогда в случае увольнения он будет иметь достаточно средств для сохранения привычного образа жизни.
"ДС" Какие необходимы первоочередные меры для борьбы с коррупцией в ГФС?
Е. О. Государству необходимо, во-первых, начать планировать свои финансовые траты "от возможного" и прекратить толкать налоговиков на совершение преступлений "в интересах службы". Во-вторых, создать эффективные механизмы сохранения профессионального кадрового состава, когда политические изменения минимально влияют на текущую работу службы.
"ДС" Считаете ли вы, что высокие зарплаты являются гарантией того, что налоговики и таможенники не будут брать взятки?
Е. О. Повышение уровня оплаты труда является необходимым, но совершенно недостаточным условием эффективной борьбы с коррупцией в фискальной службе. Государство все равно не в состоянии будет платить налоговику столько, сколько могут ему предложить заинтересованные лица за содействие в неуплате налогов (или невмешательство в их хозяйственную деятельность). При решении данного вопроса следует установить баланс между оплатой услуг хорошего профессионала, выгодами стабильной работы на государство и жесткой системой контроля и наказания за коррупционные действия.