• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Это вам не ФБР. Почему законопроект о Бюро финансовых расследований испугал бизнес

Проект закона предусматривает широкие полномочия нового органа, но не гарантирует ликвидацию "экономических" подразделений в Нацполиции и СБУ
Фото: wallpaperflare.com
Фото: wallpaperflare.com
Реклама на dsnews.ua

Разговоры о создании в Украине единого органа, который будет заниматься расследованием экономических преступлений вместо налоговой, полиции, СБУ и всех прочих, перешли в практическую плоскость - 2 октября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №1208-2 "О Бюро финансовых расследований". Его поддержали 270 депутатов.

С помощью этого законопроекта планируется реализовать давнюю идею о том, что в отдельный орган будут выделена правоохранительная функция Налоговой службы, налоговая милиция при этом будет ликвидирована, а также ликвидированы подразделения Национальной полиции и СБУ, которые занимаются расследованием экономических преступлений.

Предполагается, что деятельность БФР будет координироваться Кабмином через министра финансов, правительство будет устанавливать численность этого ведомства, условия и размеры оплаты труда. Комплектоваться новая служба будет в том числе за счет кадров налоговой милиции, которую так нещадно критиковали за "маски-шоу" против бизнеса.

В ведение БФР законодатели планируют отдать право эксклюзивно расследовать два с половиной десятка видов преступлений - начиная от общекриминальных, таких как незаконное изготовление подакцизных товаров (ст. 204 Уголовного кодекса) или противоправного завладения имуществом предприятий (ст. 206-2), а также преступлений против государственного кармана - легализация доходов, полученных преступным путем (ст. 209), уклонение от уплаты налогов (ст. 212), преступления из сферы банкротства - доведение банка до неплатежеспособности (ст. 218) и доведение до банкротства (ст. 219), преступления на финансовом рынке - манипуляции на фондовом рынке (ст. 222-1), изготовления поддельных ценных бумаг (ст. 224), а также преступления, связанные с коммерческой и банковской тайной, и целый ряд преступлений, связанных с инсайдерской информацией (ст. 231-233 Уголовного кодекса).

Однако мечты многих бизнесменов о том, что количество "кошмарящих" органов резко сократится, похоже, пока под вопросом. В частности, Европейская бизнес ассоциация (ЕБА) высказывает опасения в связи с тем, что в тексте законопроекта не прописана четко структура нового органа и его численность, а также размеры зарплат сотрудников. "Все это, в частности, не дает точного понимания, какой квалификации будут сотрудники данной службы", - говорится в заявлении ЕБА.

Также ЕБА отмечает, что поскольку не определены условия конкурса набора сотрудников в это ведомство, то есть опасения, что в БФР просто перебегут бывшие сотрудники налоговой милиции и других фискальных органов.

Есть опасения и по поводу руководства нового органа - в проекте закона прописано, что руководитель БФР назначается и увольняется Кабмином по представлению министра финансов, то есть без конкурса. Этот момент смутил даже Главное юридическое управление Верховной Рады, которое отметило, что это не соответствует идеям создать независимый орган и влечет коррупционные риски. "Учитывая достаточно широкие полномочия БФР в сфере экономической безопасности государства и возможности вмешиваться в экономические процессы, доступ ко всем информресурсам и автоматизированным системам, такая ситуация неприемлема", - говорится в заключении юристов.

Под вопросом и идея консолидировать в одном органе расследование всех экономических преступлений с одновременной ликвидацией соответствующих подразделений в других органах власти. "Законопроект, кроме ликвидации налоговой милиции, не предусматривает ликвидацию соответствующих подразделений СБУ и Нацполиции. Порядок передачи текущих дел, которые расследуются, также не определен", - говорится в заявлении ЕБА.

При всем при этом БФР получает в свои руки очень много рычагов, которые могут быть использованы в том числе и для давления на бизнес. Председатель совета Института налоговых реформ Ольга Хотенко отмечает, что БФР может поручать Антимонопольному комитету, Фонду государственного имущества и другим органам исполнительной власти проводить проверки юридических и физических лиц, но при этом в законе не прописаны четко основания для таких проверок. Вместо этого в качестве обоснования указано - с целью противодействия уголовным преступлениям. "Такая размытая формулировка дает возможность сотрудникам БФР фактические бесконтрольно инициировать проверки в отношении бизнеса", - считает Хотенко.

Также эксперт отмечает, что законопроект разрешает сотрудникам БФР получать доступ к информации, в том числе с ограниченным доступом, только лишь на основании своего запроса, тогда как, согласно нынешнему законодательству, для этого нужно получить решение суда.

Бизнес, который продолжает регулярно сталкиваться с необоснованным прессингом правоохранительных органов, очень внимательно прочитал законопроект, и не увидел там улучшения ситуации с централизацией расследований всех экономических преступлений в одном органе. "В законопроекте нет ничего о том, что это будет единый орган, концентрирующий всю полноту власти по предотвращению экономических преступлений. Он наделяет БФР полномочиями расследовать финансовые преступления, но не уточняет, что другие ведомства не имеют права этим заниматься", - считает совладелец компании "Текстиль-контакт" Александр Соколовский.

По мнению бизнесмена, если законопроект не доработать на этапе второго чтения, то в дополнение к существующим правоохранительным органам получим еще одно силовое ведомство с риском, что оно вместо борьбы с ключевыми схемами разворовывания бюджета и реальными финансовыми преступлениями продолжит традиции массового открытия уголовных производств без особой судебной перспективы, но зато с широкими возможностями прессовать "белый" бизнес.

    Реклама на dsnews.ua