Пузырь биткойна. Почему сейчас сложно спекулировать криптовалютами
Быстро и весело — вверх, медленно и грустно — вниз
В прошлом декабре это было так: торговцы криптовалютами проваливались в сон прямо за мониторами своих компьютеров, а когда спустя час нервного сна открывали глаза, перед ними были уже совсем новые, незнакомые цифры. В ноябре–декабре прошлого года и биткойн, и более молодые криптовалюты показывали феноменальный рост курсов. С декабря 2016-го по декабрь 2017 г. цена биткойна выросла с $900 до $20 тыс., причем пик роста пришелся на конец года: еще в августе первая "крипта" стоила $4 тыс.
Подобного ажиотажа мир не видел давно — со времени "бума доткомов" 1998–2000 гг. Но и тогда все было как-то поспокойнее. 12 декабря 2017 г. стало пиком цены и пиком криптовалютного хайпа: показатель в $20 тыс. биткойн удерживал несколько дней, другие криптовалюты еще продолжали показывать рост курсов, а совокупная капитализация всего криптовалютного рынка двигалась к триллиону долларов.
За 2017 г. капитализация криптоденег увеличилась в 32 раза — с $17,9 млрд до $596,1 млрд. 7 января 2018 г. совокупная стоимость цифровых денег достигла своего исторического максимума — $828 млрд. Но после взятия самой высокой вершины последовало снижение, которое продолжается до сих пор.
Биткойн и его "родственники" достигли пика стоимости в минувшем декабре, затем дружно упали в цене в январе–феврале, потом более-менее стабилизировались до конца лета, после чего продолжили снижение. Как раз сейчас, за несколько дней до "юбилея", произошел очередной обвал — и сегодня биткойн стоит $3500, Litecoin — $25, Ethereum — $92, Ripple — $0,3. Ничего даже похожего на великолепие годичной давности.
С другой стороны, в декабре 2016 г. "биток" стоил $900. Купив его тогда и продав сейчас, любой инвестор мог увеличить свое вложение почти в четыре раза за два года. Ни один другой финансовый инструмент такой отдачи не даст. Отсюда вывод: даже прошедшее падение криптовалют — понятие весьма относительное.
Однако это не отменяет вопроса: каков же смысл и роль криптовалют в мировой экономике? Роль спекулятивного инструмента быстрого обогащения уже явно в прошлом, сегодня признание человека "я торгую криптовалютами" — повод для смеха, а не для зависти.
Куда важнее сегодня то, насколько активно применяет криптовалюты реальная экономика. Смотрим данные сервиса Coinmap: они показывают, что количество крупных торговых точек, позволяющих оплачивать товары и услуги в криптовалюте, в мире за год выросло с 11 до 14 тыс. Основная масса биткойн-мерчантов сконцентрирована в Европе, Северной Америке и Японии. Покуда они существуют, криптовалюты будут востребованы, а значит, будут сохранять и свою биржевую ценность, пусть и далекую от цифр декабря-2017.
Мимо банка и государства
Можно говорить, что криптовалюты "упали в цене", а можно — что "пришли к адекватной цене". И второе выглядит более правильным, если только вы не вложились в "крипту" год назад в надежде быстро разбогатеть.
Сегодня выходят на первый план другие роли криптовалют, именно те, которые обеспечат им долгую и успешную жизнь в технологическом обществе. Прежде всего их абсолютная независимость от государств и от банков. Это идеальные "частные деньги", в точности по концепции Фридриха фон Хайека и даже больше — не имеющие эмиссионного центра.
Биткойн нельзя пощупать, но концептуально он куда ближе к купюрам в кошельке, чем к долларам или гривням на карточном счете в банке. Ваши деньги на банковском счете может обнулить нажатием кнопки сотрудник банка, их можно заблокировать решением суда или распоряжением спецслужб и т. д. Банк может, наконец, просто поменять условия работы с этими деньгами или вообще лопнуть. А с биткойнами в вашем криптокошельке, если вы позаботились о защите от хакеров, ничего не сможет сделать даже сам их легендарный создатель Сатоши Накамото.
Добавим сюда то, что распоряжаться ими вы тоже можете совершенно свободно. Эти деньги идут "мимо" государства, а чтобы перевести $100 из Киева в Канберру, вы заплатите не $20 банку, а $0,01 самой сети биткойна. Иначе говоря, криптовалюты дают людям возможности, делающие банки и министерства финансов потенциально ненужными.
А еще криптовалюты — это идеальные "деньги машинного века", отлично приспособленные для расчета роботами внутри интернета вещей (IoT). Одна из популярных криптовалют — IOTA — даже специально создана для подобного использования.
Пузырь или пирамида?
Из-за своего стремительного взлета и обескураживающего падения криптовалюты удостоились бесчисленных оскорбительных эпитетов в свой адрес. Из которых самыми популярными были "пузырь" и "пирамида". То есть ярлыки, которые охотно клеят обыватели, не потрудившиеся разобраться в сути вопроса.
Можно ли назвать криптовалюты "пирамидой"? Нет. Биткойн не создавался с мошенническим умыслом, он не имеет единого эмиссионного центра, его эмиссия жестко ограничена математической формулой, его цена устанавливается рынком (а не эмитентом), а сам он не может просто исчезнуть или обесцениться до нуля, подобно акциям МММ.
Можно ли назвать криптовалюты "пузырем"? Да. Это не более чем первое и очень удачное применение технологии блокчейн, появившееся в нужное время и в нужном месте — в США в конце 2009-го, на фоне финансового кризиса и падающих банков. Отсюда и популярность этих принципиально новых денег, свободных от банков и государства.
Благодаря шокирующей новизне и казавшимся безграничными возможностям в криптовалюты на раннем этапе были вложены колоссальные средства. Последовал ажиотаж, и объем денег, поступивших от частных инвесторов, значительно превысил объем средств, реально требуемых для развития индустрии. Криптовалютная отрасль оказалась "перегрета", перенасыщена деньгами — так и надулся "пузырь", который сдувался весь уходящий год.
Мировая история знает два аналогичных примера: акции железнодорожных компаний в Великобритании в 1840-х и акции интернет-компаний в США в конце 1990-х. В обоих случаях имели место прорывные технологии, впечатленное общество и истории быстрого обогащения, за которыми следовал ажиотажный интерес инвесторов. Криптовалюты лишь повторили уже хорошо знакомую историю.
Вообще, в отличие от акций или облигаций, обеспеченных производительными активами, биткойн или любую иную "крипту" невозможно оценить с помощью стандартного анализа дисконтированного денежного потока. И поскольку он не имеет собственной полезности (кроме как идеального расчетного инструмента), его невозможно оценить по вкладу в различные производственные процессы либо по его потребительской ценности. С точки зрения любого торговца, биткойн представляет собой пузырь. Его рыночная цена движима спекулятивными интересом, когда люди покупают биткойны, потому что думают, что найдутся другие, которые заплатят более высокую цену.
Но при этом, к счастью, нет причин, по которым биткойн должен лопнуть. Чем больше людей присоединяется к использованию криптовалют, тем выше становится их стабильность, но совсем необязательно при этом растет цена. Когда тот же биткойн обретет массовое распространение, приток новых покупателей сократится, а с ним упадет и волатильность. Тогда криптовалюта станет стабильным низкорисковым средством сбережения, как сегодня акции железнодорожных или IT-компаний.
Добавим ко всему сказанному мнение, которое высказала член правления Национального банка Швейцарии Андреа Мехлер. Она считает, что криптовалюты и традиционные деньги не являются конкурентами. Мехлер, подобно австрийскому экономисту Фридриху фон Хайеку, убеждена, что криптовалюты — это лучшее и менее рискованное средство платежа, чем валюты, выпускаемые центральными банками разных стран.
Биткойн и прочие криптовалюты — это уже не хайп, не эксперимент и не игрушка компьютерных гиков, а инструмент финансовых технологий. Пусть еще достаточно новый, ведь биткойн появился лишь в 2009-м, став ответом на глобальный экономический кризис и недоверие к традиционным финансам. Но всего за 10 лет криптовалюты сформировали рынок с капитализацией в сотни миллиардов долларов. Даже IT-индустрии на то же самое понадобилось намного больше времени.
Криптовалюты уже никуда не денутся. Чем более люди будут недовольны банками и чем выше будет техническая грамотность каждого конкретного потребителя, тем популярнее будут становиться криптовалюты. Только вот впредь эта популярность уже мало будет связана с биржевой стоимостью того же биткойна. Все ездят поездами, но мало кто пытается разбогатеть, спекулируя акциями ж/д компаний.