Есть ли у "курицы" Коболева золотые яйца? Сколько стоит украинская ГТС
На фоне газовых пертурбаций и судебных процессов в Стокгольмском арбитраже "ДС" собрала мнения экспертов о том, во сколько оценивается стоимость украинской газотранспортной системы.
Глава правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев:
Мы оцениваем ГТС в цифру близкую к $30 млрд. Во многом стоимость ГТС Украины определяется тем фактом, будет ли транзит после 2019 года. От этого эта цифра будет колебаться от миллиардов до десятков миллиардов. Если будет реализован проект "Северный поток-2" и проект "Турецкий поток" в варианте двух линий, то предполагаю, что по территории Украины, скорее всего, вообще не будет никакого транзита, что, я бы предположил, снизит стоимость ГТС Украины приблизительно раз в пять.
Директор консалтинговой компании ExPro Геннадий Кобаль:
Оценку украинской ГТС уже проводили несколько раз, начиная с 90-х годов. Но говорить о ее стоимости можно только в привязке к транзиту российского газа: если российский газ будет идти через Украину, то ее цена может быть и $30 млрд. Если же транзит будет снижаться, то будет падать и стоимость ГТС. Поэтому в этом вопросе многое зависит от позиции России, и от строительства газоповодов в обход Украины - Northstream-2 и "Турецкого потока".
Также на стоимость ГТС влияет и фактор собственной добычи: чем больше добываем газа, тем больше транспортируем, и тем выше стоимость ГТС.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко:
Для того, чтобы оценить украинскую ГТС, необходимо провести серьезную работу и это дело не одного месяца. Такая оценка будет стоить больших денег.
На оценку ГТС влияют несколько факторов: ее загруженность, уровень тарифов, техническое состояние и объем капитальных фондов. Загруженность нашей газотранспортной системы не прогнозированна, уровень тарифов отличается от рыночных в Европе: тарифы на хранение газа и транспортировку российского газа, можно сказать, несколько занижены.
Если говорить предварительно, то по моему мнению, оценка в 30 млрд. долларов несколько завышена, но я не претендую на истину в последней инстанции.