Эпическая многоходовка. Чей теперь "Укртелеком", да и кому он нужен

В деле многострадальных акций "Укртелекома", которые превратились в последнее время в "горячий хлеб", наметился очередной поворот
Фото: УНИАН

По данным ряда СМИ, данная компания была куплена в процессе приватизации структурами Рината Ахметова. В качестве расчетов была задействована замысловатая схема с использованием средств государственных банков (Ощадбанка и Укрэксимбанка), облигаций третьей стороны (компании "ЕСУ") и возможностями международного структурирования бизнеса парочки всесильных на то время олигархов. В общем, перед нами многоходовка.

Еще осенью прошлого года Фонд государственного имущества Украины разорвал договор купли-продажи акций "Укртелекома", заключенный с компанией ООО "ЕСУ". Решение о разрыве соглашения было освящено Хозяйственным судом Киева, причем речь шла не только о возврате в государственную собственность акций крупнейшего отечественного оператора фиксированной телефонной связи, но и о выплате ООО "ЕСУ" в пользу ФГИ 2,1 млрд грн пени за ненадлежащее выполнение договора. Учитывая, что акции нынче хранятся в электронной системе депозитарного учета, а сами операции проводятся с помощью лицензированных хранителей, суд выдал предписание Государственному экспортно-импортному банку Украины списать со счета ООО "ЕСУ" пакет акций ОАО "Укртелеком".

Но вернемся к приватизации "Укртелекома". В начале 2011 г. ФГУ продал государственный гигант телекоммуникаций за 10,575 млрд грн компании "ЕСУ", что на тот момент составляло эквивалент более $1,3 млрд. Сама компания "ЕСУ" принадлежала австрийской фирме EPIC, зарегистрированной на пять жителей Австрии, и СМИ связывали ее с Сергеем Левочкиным и Дмитрием Фирташем. Через два года, летом 2013-го, компания СКМ Ахметова приобрела акции "Укртелекома", но не напрямую, а через получение контроля над главным акционером. Выглядела эта цепочка следующим образом: в июне 2013 г. СКМ и EPIC подписали договор купли-продажи 100% акций компании UA Тelecominvest Limited (Кипр), которая владела корпоративными правами ООО "ЕСУ" (Украина). Ну а последняя, как мы уже знаем, приобрела 92,79% акций ПАО "Укртелеком" (на тот момент не только крупнейший оператор фиксированной связи в Украине, но и мобильной сети 3G).

Позднее эта сделка стала предметом судебных разбирательств на Кипре. 27 декабря 2017 г. Окружной суд Никосии постановил заморозить активы Ахметова на сумму $820 млн. С претензиями выступила компания  Raga Establishment (так теперь называется EPIC), которую в 2013 г. купил бывший глава правления банка "Родовид" Денис Горбуненко (тоже не чужой Фирташу человек). В Raga Establishment заявляли, что в 2013-м компания продала "Укртелеком" СКМ, которая должна была заплатить $860 млн, но предоставила только аванс в размере $100 млн, после чего прекратила выплаты. Правда, в начале июня кипрская Фемида уже встала на сторону СКМ и разморозила ее активы

Почему же главные баталии происходят на Кипре? Все просто: чтобы не платить налоги, крупный бизнес предпочитает покупать друг у друга компании типа "Укртелекома" не напрямую в Украине, а через покупку фирм, владеющих акциями этих компаний, но зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. 

Бывает и так, что крупное предприятие у государства покупает тот, кому оно не нужно, а затем перепродает. Именно по этой причине сделки по купле-продаже активов и участии в приватизационных конкурсах обрастают таким количеством фирм-прокладок. В большом бизнесе это называется "секьюритизация активов" и "международное структурирование". В данных схемах титулы собственности оседают в надежных корпоративных юрисдикциях, которые могут обеспечить их надлежащую защиту, например, на том же Кипре.

Генпрокурор Юрий Луценко уже заявил, что "Укртелеком" был приватизирован по заниженной цене и это можно доказать в суде. Хотя сама покупка была и не столь изящной по схемотехнике, как ее финансирование. Накануне покупки Ахметовым через систему опосредованного участия акций "Укртелекома", компания "ЕСУ" (которая стала объектом покупки) продала государственному Укрэксимбанку свои облигации на сумму 2,24 млрд грн. Средства, привлеченные от выпуска облигаций, были направлены на рефинансирование (выкуп) предыдущего выпуска. Кроме того, у "ЕСУ" образовался долг и перед другим "госом" - Ощадбанком (1,1 млрд грн). Естественно, СКМ стала обладателем не только акций "Укртелекома", но и долгов купленной компании-акционера ("ЕСУ"). Зачем? Вопрос риторический. Данная задолженность наверняка вошла в финальную часть расчетов по сделке. Таким образом, государство через свои банки профинансировало долги частной компании, которая выступила в роли покупателя бывшего государственного предприятия - "Укртелекома". Все это очень напоминает переливание воды из одного стакана в другой и обратно.

Кстати, весной прошлого года "ЕСУ" не выполнила свои обязательства по облигационному выпуску и заговорила о необходимости реструктуризации долга. Просроченные облигации должен был выкупить у государственных банков "Укртелеком"... Но такая модель не была применена на практике.

Затем "Укртелеком" был возращен государству при очень вялом сопротивлении частного собственника. На данном этапе мы не можем утверждать, что процесс с возвращением "Укртелекома", как-то дирижируется со стороны. Ясно лишь одно: вернуть его обратно для Ахметова выгоднее, чем оставить.

И вот на днях в этой истории наметился новый поворот: Ощадбанк попытался через суд обратить взыскание на предмет залога (акции "Укртелекома"), который обеспечивал выполнение обязательств "Укртелекома" перед государственным банком по выкупу облигаций "ЕСУ", по которым в 2017-м был допущен дефолт (не было осуществлено погашение ценных бумаг). Как постановил суд, акции "Укртелекома" уже возвращены государству и обеспечивать миллиардную сумму претензий как бы нечем. Похожая ситуация сложилась и с судебными исками Укрэксимбанка на аналогичную величину.

Теперь Ощадбанку придется закрыть финансовую брешь дополнительными резервами на сумму невыполненного обязательства и, возможно, запросить для этого помощь у государства - очередную порцию докапитализации. А государству, кроме указанных выше трат, придется думать, что делать дальше с "Укртелекомом", ведь уровень его капитализации на сегодня и на момент приватизации - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Возможно, со временем придется докапитализировать и сам "Укртелеком" - опять же за счет государственного бюджета.

Что же делать? В 1990-х причиной кризиса в Южной Корее стало горизонтальное развитие местных ФПГ - так называемых чеболей, которые хватали буквально все направления бизнеса: от судостроения до производства мобильных телефонов. Корейцы преодолели тогда кризис с помощью существенного ограничения направлений развития большого бизнеса. В части корпоративного управления были применены следующие методы:

- назначение внешних управляющих корпораций не из числа владельцев компаний;
- усиление роли миноритарных акционеров в системе управления предприятиями;
- ограничение инвестиций гиперкорпораций в дочерние структуры;
- усиление ответственности за недостоверное раскрытие информации;
- ограничение уровня корпоративных заимствований;
- ужесточение налоговых санкций за проведение "родственных" сделок в пределах гиперкорпораций;
- ограничение встречного кредитования участников корпораций и перекрестного субсидирования убыточного бизнеса за счет прибыльных направлений;
- усиление государственного контроля в системе антимонопольного регулирования и картельных слияний.
- запрет на горизонтальное развитие корпораций и переход к вертикально интегрированным структурам.

Простыми словами: нельзя совмещать выплавку металла, телекоммуникации, банки, торговые центры и выращивание свиней в одной гиперструктуре. Зато вполне можно добывать нефть, производить бензин и битум или же - добывать уголь, производить кокс, плавить металл и выпускать запасные части и инструментальные изделия. Кстати, сейчас Южная Корея - одна из первых экономик нового, инновационного типа.

Именно поэтому в Украине в ближайшее время нужно создавать подобные механизмы, которые не только обезопасят нас от будущих кризисов, охватывающих, как показывает опыт, в основном большие корпорации, но и сделают невозможными истории под ником Приватбанк и "Укртелеком".