Российский энерготеррор. Будет ли украинцам газ по графику

На третий год полномасштабной войны россияне смогли нанести электроэнергетике Украины серьезный ущерб, поставив страну на грань блекаута (впрочем, так и не произошедшего). Возможен ли подобный сценарий с бытовым газом?

Фото: Червоноградский городской совет

Оправданные опасения и сложные вопросы

После весенних атак агрессора на энергетическую инфраструктуру Украины электричество в розетке стало во всех смыслах переменным. И если сейчас отключений нет, то с наступлением холодной погоды они вернутся обязательно — в этом единодушны все энергетики. Однако другой источник энергии – природный газ — до сих пор никогда не отключался вследствие действий врага (кроме случаев прямого поражения газовых сетей). Впрочем, один из энергетических экспертов в телеэфире предположил, что в худшем случае зимой возможны введения графиков подачи газа — и этот месседж разлетелся по многим СМИ.

Давайте разбираться, сохранится ли стабильность поставок газа. Ведь это, помимо прочего, возможность приготовить еду или даже согреться в ситуации блэкаута. Природный газ в городах — это еще и топливо для теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), а также для небольших когенерационных установок, газопоршневых и газотурбинных станций, которые сейчас активно устанавливаются в Украине.

Выходит, теперь и бытовой газ оказался под угрозой. Россияне все чаще атакуют газовую инфраструктуру Украины, в частности, инфраструктуру подземных газовых хранилищ и газокомпрессорные станции.

Кроме того, есть устойчивый миф, якобы до сих пор газовые сети Украины не подвергались серьезным ударам россиян, потому что через нашу ГТС идет транзит в Европу российского газа. А вот если с 1 января 2025 г. его остановят, то враг немедленно нанесет разрушительные удары. С этим мифом, кстати, связано и другое убеждение: мол, прекратится транзит газа и давление в трубе упадет, из-за чего газораспределительные сети просто не смогут функционировать. Дальше разберемся, правда ли это.

Немало и других вопросов. Насколько вообще вероятен сценарий прекращения подачи газа в жилые дома? Сколько часов могут занять возможные отключения? Насколько уязвимы компрессорные станции и прочая наземная инфраструктура? Насколько менее или более уязвима газовая инфраструктура по сравнению с электрической? Кому вообще сегодня принадлежат газораспределительные сети в нашей стране? Мы постарались ответить на все эти вопросы с помощью экспертов.

Начало сезона

Новый "газовый год" начался с 1 октября. Вполне логично, потому что безопасность газовой инфраструктуры текущем году оказалась на первом месте. 27 сентября Министерство энергетики Украины провело заседание штаба по подготовке к осенне-зимнему периоду. Как сказано в пресс-релизе, рассмотрели состояние выполнения мероприятий по подготовке субъектов рынка природного газа к сезону отбора, планово-предупредительным работам, ремонтной кампании, а также формированию резерва накопления аварийного запаса оборудования для выполнения ремонтных работ на объектах. В Минэнерго говорят, что в координации с регулятором и ведущими участниками рынка обеспечили решения для подготовки субъектов рынка природного газа к реагированию на военные риски и функционированию в условиях нулевого транзита (об этом немного позже).

Из-за войны с недавних пор вся газовая инфраструктура Украины снова находится в руках государства и под централизованным управлением. В конце прошлого года "Нафтогаз" завершил интеграцию газораспределительных предприятий РГК.

Вообще Группа "Нафтогаз", 27 предприятий которой обеспечивают доставку (распределение) газа для 9,6 млн потребителей и в круглосуточном режиме поддерживают надлежащую работу 227 тыс. км газопроводов.

Насколько опасны удары по газовой инфраструктуре

Как считает заместитель министра энергетики Украины Николай Колесник, враг атаковал объекты подземных газовых хранилищ с целью устрашения и шантажа международных компаний — заказчиков услуг хранения природного газа. По его словам, согласно исследованию Risk Assesment, проведенному Министерством энергетики, украинские подземные хранилища играют важную роль для стран Восточной Европы в подготовке и стабильном прохождении сезона отбора природного газа. Важно, что этот ресурс хранится в скважинах на значительной глубине, что делает невозможным его потерю, поэтому атаки врага нацелены именно на запугивание международных трейдеров. Еще одна цель врага — дестабилизация социальной сферы, считает Колесник. Украина готовится.

"Мы разработали ряд технических и управленческих решений для обеспечения устойчивости работы газотранспортной системы и подземных хранилищ газа в течение отопительного периода. Безопасность поставок природного газа является приоритетом, а имеющийся опыт реагирования на кризисные ситуации позволяет максимально подготовиться ко всем возможным вызовам", — отметил заместитель министра в комментарии "ДС".

В частности, операторы ГТС и ПХГ уже тренировались работать в режиме нулевого транзита российского газа. "Активно принимаем меры по увеличению транзита из других маршрутов, в частности Трансбалканского газопровода, польского рынка, откуда есть возможность получать газ из LNG-терминалов, газ каспийской и норвежской добычи", — подчеркнул Колесник.

Что касается повреждений газовой инфраструктуры, то этого не стоит слишком сильно бояться. Такого мнения бывший гендиректор ООО "Оператор ГТС Украины" (2019-2022) Сергей Макогон, который приводит примеры с начала полномасштабного вторжения: "Я помню Чернигов — бои, я помню Сумы, я помню Харьков, я помню очень много других городов, где были повреждены газораспределительные и газотранспортные сети. Ничего страшного не происходило. Местные сети очень быстро ремонтируются, потому что там не сложно починить трубу диаметром даже 200 мм".

Готовиться ли к веерным отключениям газа

Сергей Макогон утверждает, что в принципе невозможно организовать поставки по принципу "газ по часам".

"Есть очень большая разница между газоснабжением и электроснабжением. Вам электричество выключили — его мгновенно нет, включили — и оно мгновенно есть. И в принципе, ничего сложного нет, чтобы его включить. Но с газом не так. Нельзя выключить газ, и он у вас мгновенно пропадет", — пояснил "ДС" экс-руководитель "Оператора ГТС Украины".

По его словам, в трубе остается какое-то давление, и люди смогут еще некоторое время получать газ.

Пан Макогон приводит пример. Во время боев под Изюмом была повреждена большая труба высокого давления, и газовщикам тогда пришлось закрывать краны до и после пораженного участка. Но в системе остался объем газа, достаточный почти на неделю, чтобы города могли работать и жить.

Впрочем, непросто и возобновить подачу газа в населенный пункт, поскольку существует определенная процедура начала газоснабжения. Ведь если в систему попал воздух, то создается взрывоопасная газовоздушная смесь. Поэтому даже "запустить" девятиэтажное здание — почти день работы.

"Если в город уже прекратили газоснабжение, то на восстановление в зависимости от размера города могут уйти недели", — говорит Сергей Макогон.

Он также объяснил, как работает Национальный план действий в случае экстремальных ситуаций: "Идет ограничение на потребителей. Сначала — промышленные потребители, потом — коммерческие, а потом только население. То есть население будет отключено, скажем так, при последней необходимости. Поэтому не может быть, скажем, четыре через четыре подачи газа. Это глупость. Газ либо будет, либо нет".

В правительстве готовятся ко всем сценариям, но настроены достаточно оптимистично.

"Несмотря на удары, мы обеспечили стабильность функционирования ГТС. При существующих режимах не нужно ограничивать поставки. В частности, есть инструменты применения резерва мощности, ведь наша ГТС рассчитана на значительно большие объемы транспортировки", — сказал Николай Колесник.

По его словам, Минэнерго сотрудничает с партнерами, чтобы получить оборудование для выполнения быстрых аварийно-восстановительных работ, локализации и утилизации последствий атак, а также формирует резервный запас необходимого оборудования. Среди мер подготовки можно отметить изменения в Закон Украины о трубопроводном транспорте, которыми предусмотрен промежуточный режим эксплуатации ГТС и ПХГ. Это нужно, чтобы гибко управлять имеющимися мощностями.

Как рассказал "ДС" энергетик Виктор Видзиговский, заявления энергетических экспертов о возможности отключения газа зимой — на руку россиянам, и их можно рассматривать как полуофициальную угрозу. Но на самом деле это или глупость, или провокация. Да, сама по себе газовая система уязвима для ударов, особенно компрессорные станции, и защитить их очень сложно. Однако таких станций много. А сами газовые трубы, напоминает эксперт, проходят под землей, и даже если с ними что-нибудь произойдет, то ремонты будут достаточно быстрыми.

"Временное прекращение поставок в некоторые районы я считаю реальными, — говорит Виктор Видзиговский. — …Однако компрессорных [станций] у нас на два порядка больше нужного количества. Труб тоже. Хотя где они расположены — это секрет, мне не известный. Главная проблема — поддерживать давление в каждой точке системы. Обычно это было дело газовщиков. Начало сезона отопления — давление вниз, газ горит красным. Потери в системе зависят от давления".

Все эксперты, с которыми общалась "ДС", единодушны: не так-то просто уничтожить газовую инфраструктуру, которая, кстати, рассчитана даже на случай ядерной войны. К тому же у нас есть запас прочности нашей газовой инфраструктуры. Украинская система в свое время строилась для транзита 145 млрд куб. м газа. Поэтому неудивительно, что в Украине есть избыточные мощности компрессорных станций, очень разветвленные газопроводы.

Если россияне будут бить, а они уже это делают, то, скорее, не по газотранспортным объектам, а по инфраструктуре газохранилищ и добыче газа. Также враг может бить по газораспределительным пунктам на входе в большие города, пытаясь остановить туда газоснабжение. Но и это будет малоэффективным.

Защищает ли транзит от атак

Стоит напомнить о продвигаемом россиянами нарративе: если не будет транзита их газа в Европу, то они разнесут газотранспортную инфраструктуру Украины. Впрочем, на самом деле удары по газораспределительным сетям не связаны с транзитом, идущим не по тем трубам, которые питают, скажем, Киев, Одессу или другие крупные города. В настоящее время транзит проходит газопроводом "Уренгой — Помары — Ужгород". А для украинских городов в целом предусмотрена другая инфраструктура, другие газопроводы.

Следовательно, нет связи между продолжающимся транзитом и тем, что россияне мало бьют по нашей газовой инфраструктуре. Просто сейчас они имеют другие, более приоритетные цели. Например, электрогенерация, сети Укрэнерго, некие военные объекты, Укрзализныця. Вероятно, у врага не хватает ракет и других средств поражения, чтобы бить по всей нашей инфраструктуре.

Все хорошо и с давлением в газовой системе Украины. У нас есть много собственных компрессорных станций, свой технический газ, все, что нужно. Украинская газовая инфраструктура может работать абсолютно автономно.