Экономика в розовом и зеленом. Какое будущее нарисовали Украине на Чернечей горе
"ДС" анализирует основные экономические события 7 июня - первого дня Международного экономико-гуманитарного форума Ukraininan ID.
Десятилетие к лучшему
О перспективах нашей страны на ближайшие 10 лет заговорили уже на первой панели форума, когда Украинский институт будущего, а точнее, его основатель Анатолий Амелин представил прогноз до 2030 г. Эксперты исходили из неутешительных макропоказателей Украины в мировом масштабе. Так, глобальная экономика растет приблизительно на 4%, а наша - на 3%. Средняя зарплата в Украине - $325, а в соседней Польше - $1340, в Эстонии $1555, средняя по Европе - $2715. Средняя пенсия у нас - $91, а в целом ВВП - $131 млрд и в пересчете на человека - $3428. Для сравнения в той же Польше - около $15 тыс. Стоит отметить, что эти цифры не скорректированы по паритету покупательной способности (уровню цен), иначе разрыв был бы меньше. Однако в любом случае налицо многократное отставание (от западных соседей), которое переросло в тенденцию.
В Институте будущего продолжили оптимистический сценарий на 10 лет при условии, что Украина удачно воспользуется своими ресурсами в свете мировых трендов. То есть будут учтены экономические (описаны выше), технологические (в частности, роботизация, новые инженерные решения), социальные (миграция рабочей силы из Азии в Европу и Америку) и политические тенденции (угроза конфликтов, новые объединения стран).
Итак, согласно представленным расчетам до 2030 г. можно приумножить ВВП Украины в 7,6 раза - то есть до $1 трлн. В таком случае на каждого жителя Украины в год будет приходиться $27 тыс. (приблизительно соответствует сегодняшнему уровню Испании), зарплаты и пенсии тоже увеличатся в разы. Но за счет чего? Амелин утверждает, что 70% роста ВВП произойдет благодаря инвестициям и эффекту мультипликации (это когда один вложенный в экономику доллар приводит к росту ВВП на несколько долларов).
Но одних инвестиций недостаточно, придется менять структуру производства с применением новых технологий. Ведь трудовые ресурсы будут сокращаться: по расчетам Института будущего с 16 млн человек сегодня, до 9 млн в 2030 г. Эксперты выделяют несколько приоритетных отраслей экономики для Украины. Большие надежды возлагаются на энергетику: Украина вторая по запасам газа страна Европы, а в партнерстве с западными компаниями мы можем строить высокотехнологичные предприятия, такие как завод по производству ядерного топлива. По лучшему сценарию, уже через пять лет мы можем стать энергонезависимыми, а через 10 - мощным игроком на континентальном энергорынке. Правда, тут нужно сделать скидку на украинские реалии: недавно нам обещали как минимум газовую независимость до 2020 г., хотя уже сейчас понятно что Укргаздобыча провалила программу наращивания объемов до 20 млрд кубометров в год.
Агросектор вполне может сделать из нашей страны "мировой супермаркет" экологически чистых продуктов (а они стоят в два раза дороже, чем выращенные с применением пестицидов и т.п.)
Также эксперты считают возможным превращение Украины в мощный транспортный и туристический центр Европы. Объясняется это просто: через нашу страну проходят несколько крупных логистических коридоров, а количество туристов в мире за 10 лет должно вырасти на 800 млн - почему бы не привлечь бизнес и людей в Украину, если создать для них хорошие условия?
Сама структура украинской экономики, по словам Амелина, должна измениться кардинально: 60% ВВП будет создано в секторе хайтек (сейчас около 4%). Сюда эксперты отнесли финтех, робототехнику, R&D, биоинженерию, IT, агритех (аграрные инновации), e-commerce и т.д. Правда, это условное определение, поскольку высокие технологии, как ожидаются, будут пронизывать всю экономику.
Конечно же, для всего этого нужно гарантировать безопасность страны и уменьшить поле для коррупции, последнее - за счет сокращения функций государства, минимизации человеческого фактора в принятии решений.
Таким образом, были приведены аргументы в пользу позитивной стратегии-2030 уровня "это возможно" (при многих условиях). Чтобы рассеять розовый туман, окутывающий нарисованное нам будущее, нужен подробный разбор соответствующего отчета, только после этого можно утверждать, насколько вероятен такой сценарий.
Среди ключевых инструментов для роста в Институте будущего называют цифровизацию экономики, налоговую и валютную либерализацию, приватизацию, государственно-частное партнерство и специальные экономические территории. В целом это правые взгляды: функции государства должны сократиться.
На вопрос "ДС", а не обернется ли процесс либерализации против украинских компаний, которые при отсутствии господдержки не смогут сразу конкурировать с иностранными гигантами, Анатолий Амелин признал, что на нашем этапе развития определенная опека, "как над маленьким ребенком", будет нужна. В свою очередь глава правления "Укргазбанка" Кирилл Шевченко отметил, что поддерживает протекционизм, но именно в тех отраслях, которые действительно нуждаются в поддержке. По его мнению, государству следовало бы 10-15% товаров и услуг по системе Prozorro в обязательном порядке закупать у местных представителей малого и среднего бизнеса. А вот основатель Института цифровой трансформации Наталия Васильева выступила против любых форм господдержки - она считает, что лучших и так профинансируют инвесторы, а ресурсы должны перетекать в те отрясли и компании, где они будут использованы наиболее эффективно.
Все чище и чище
Будущему одной из основных отраслей украинской экономике была посвящена отдельная панель форума - "Консенсус трех Э: Энергетика, экономика, экология". Название говорящее, так что начали с ошеломляющих перспектив возобновляемой энергетики, которые очертил президент Energy Watch Group Ханс-Йосеф Фелл. По его словам, сейчас цена инвестиций в возобновляемую энергетику (новое оборудование) намного дешевле, чем в традиционную, и уже 50 стран заявили о полном переходе на "зеленую" генерацию. Более того, по расчетам Фелла, для Украины, где доля возобновляемой энергетики всего лишь 2,5%, также реально до 2050 г. получить большинство электричества на ветряных и солнечных электростанциях - и это вопрос политической воли, а не технологических или экономических возможностей. О том, что даже атомная энергия (которой, кстати, в энергобалансе Украины более половины) по сути не дешевле возобновляемой говорил и сооснователь ГО Greencubator Андрей Зинченко. Он привел другой аргумент: при расчете затрат на производство нужно учитывать не только стоимость топлива и текущего обслуживания АЭС, но и расходы на декомиссию (вывод из эксплуатации) энерноблоков и издержки, связанные с Чернобыльской катастрофой - тогда цена киловатта от "мирного атома" будет намного выше.
В свою очередь эксперт Украинского института будущего Андриан Прокип усомнился в целесообразности такой стремительной замены атомной и других традиционных генераций на мощности возобновляемой энергетики. "Самая большая проблема в промышленности, когда 44% традиционных энегоресурсов можно заменить возобновляемыми, но на производстве с высокотемпературными режимами есть проблема с замещением, и гидрогенерации будет недостаточно. Выходя из этого, мы считаем, что в Украине нужно сохранять большое внимание к атомной энергетике", - отметил он.
А основатель Украинской водородного совета Александр Репкин акцентировал на проблеме острой нехватки балансирующих мощностей (обычно ГАЭС и ТЭС, которые можно быстро останавливать и запускать соответственно суточным перепадам потребления) по мере дальнейшего увеличения доли возобновляемых источников в энергобалансе Украины. И поэтому на данный момент есть возможность достроить только от 3 до 4,5 ГВт "зеленых" мощностей.
И наконец, почти все эксперты указывали на еще одну проблему: нужно создать условия для того, чтобы в зеленую энергетику вкладывались обычные граждане, а не только одна компания-монополист. Тогда все заработает правильно.