Без угля и электричества. Что Россия сделает с Украиной этой зимой
Дефицит угля ставит Украину в жесткую зависимость от поставок электроэнергии из России и Беларуси, увеличивая риски веерных отключений. И как минимум в ноябре придется справляться своими силами
Не дадут ни ведра
Россия с 1 ноября не будет поставлять энергетический уголь в Украину, сообщил председатель комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус. "Речь идет об угле марки А (антрацит) и Т (тощий). Такой уголь ввозила компания ДТЭК (Луганская ТЭС, Криворожская ТЭС), "Донбассэнерго" (Славянская ТЭС) и "Технова" (Дарницкая ТЭЦ, Сумская ТЭЦ и Черниговская ТЭЦ)", — сообщил он.
При этом Герус отметил, что прекращение касается только угля для энергетики, но поставки коксующегося угля, который идет на производство кокса для выплавки металла, продолжатся.
И Россия уже официально подтвердила, что прекращает экспорт угля в Украину в связи с необходимостью обеспечить собственные потребности.
Такое решение еще больше усугубит энергетический кризис в нашей стране, где около трети электричества вырабатывается на ТЭС и ТЭЦ.. Ведь Россия была основным поставщиком энергетического угля в Украину: по данным Государственной службы статистики, если в январе-августе этого года всего было импортировано 5,4 млн т энергетического угля, то из России — 3,8 млн т. В прошлом году в общем объеме импорта 5,8 млн т российские поставки заняли 4 млн т.
Кроме того, как сообщил директор Центра исследования энергетики Александр Харченко, две-три недели назад появилась информация о том, что компания "Российские железные дороги" перестала транспортировать в Украину уголь из Казахстана, пояснив это проблемами с доставкой, в частности — нехваткой локомотивов. "Это ограничение сейчас (прекращение поставок угля непосредственно из России, — "ДС".) выглядит как продолжение линии — Россия пытается максимально усложнить жизнь Украине, она прекрасно знает, что у нас тяжелая ситуация, и делает все, чтобы сделать ее еще хуже", — сказал он.
Риски для энергосистемы
Проблемы с углем сейчас испытывает не только Украина, этот ресурс в дефиците во всем мире. Одна из причин — Китай резко нарастил закупки, и поэтому Россия, традиционный партнер Китая, увеличивает его отгрузку туда.
"Ситуация с доступностью угля и его ценой не очень хорошая — если год назад его можно было купить по $80 за тонну, то сегодня речь идет о $240. Это не та разница, что в газе, но она все равно большая. И главное — угля на рынке не очень много и выбирать особой возможности нет", — рассказал Александр Харченко, добавив, что украинская госкомпания "Центрэнерго" сейчас очень активно ищет источники импорта угля, чтобы перекрыть его недостаток.
Кроме того, против энергетиков сыграли низкие цены на электроэнергию, сложившиеся на рынке, поскольку выручка от ее продажи не дала возможности накопить запасы.
При этом, как сообщило Министерство энергетики, по состоянию на конец октября ни одна государственная ТЭС не имела минимально гарантированного запаса угля: при норме 150,5 тыс. т фактически на складах государственных ТЭС было только 101,1 тыс. т. Правда, на пяти из девяти частных ТЭС фактические запасы превышают гарантированный уровень — на Криворожской, Ладыженской, Добротворской, Луганской и Бурштынской, которые принадлежат "ДТЭК Энерго". На складах этих ТЭС находится 333,3 тыс. т угля при минимально необходимых 246 тыс. т.
Как уточнил Андрей Герус со ссылкой на данные Минэнерго, по состоянию на 29 октября не выдерживались гарантированные запасы угля на Кураховской ТЭС, Запорожской ТЭС, Приднепровской ТЭС, Змиевской ТЭС, Углегорской ТЭС, Трипольской ТЭС и Славянской ТЭС. Всего же на складах всех ТЭС и ТЭЦ на 29 октября было лишь 675 тыс. т угля.
Определенной заменой дефицитного угля может стать уже готовая электроэнергия, которую с 1 ноября Украина планирует начать импортировать из Беларуси и России. На недавних аукционах компании выкупили 900 МВт доступа к межгосударственному сечению на границе с Беларусью, и 2200 МВт — на границе с Россией.
"Ограничивая поставки угля, Россия ставит нас в зависимость от импорта электроэнергии", — пояснил аналитик энергетического сектора компании Dragon Capital Денис Саква.
Однако надеяться на наших северных соседей — не самая разумная стратегия, уверен директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. И эти опасения подтверждаются: как 30 ноября сообщил Андрей Герус, импорта электроэнергии из России и Беларуси не будет. Так, российская компания "Интер РАО" 20 октября объявила аукцион по продаже электроэнергии, но 21 октября отменила его, а соответствующие аукционы в Беларуси не были проведены.
Грядущей зимой проблемы с углем могут вылиться в проблемы с маневрированием энергосистемой — увеличение выработки электроэнергии в дневные часы, когда энергопотребление возрастает, и снижением ночью, когда оно падает. Это маневрирование осуществляется прежде всего за счет угольных блоков ТЭС и гидроэлектростанций.
Однако, как отметил энергетический эксперт Виктор Видзиговский, сейчас ГЭС работают на полную мощность — производят электроэнергии на 50% больше, чем в прошлом году, и больше плана. "Водохранилища срабатываются. Разумно ли это делать сейчас? До марта новой воды не будет", — отметил он.
Таким образом, маневрировать энергосистемой зимой при дефиците угля можно будет только за счет импорта. Однако в ноябре поставок электричества из-за границы уже не будет, и не факт, что если даже импорт начнется в декабре-марте, то Беларусь и Россия согласятся поставлять электроэнергию именно по тому графику, который нужен Украине. "Если поставка электроэнергии из Беларуси будет по ровному графику (т.е. постоянной мощностью в течение всех суток, — "ДС".), то это нам не поможет. А я очень сомневаюсь, что они будут давать нам тот график, который мы хотим", — отметил Видзиговский.
Что же касается поставок электричества из России, то нужно принимать во внимание не только экономические аспекты. В обмен на удобную для нас электроэнергию Москва, вероятно, выставит политические требования. "Поэтому я бы сильно не рассчитывал ни на Россию, ни на Беларусь, а занимался оптимизацией потребления электроэнергии, пополнением запасов угля, созданием антикризисного плана. Я бы не рассчитывал на этих партнеров — они всегда предъявляют политические условия, и мы это видим по ЕС и Молдове. Рассчитывать и ориентироваться на то, что нас выручит страна-агрессор, это провальная стратегия", — отметил Владимир Омельченко.
Так будет ли кризис?
Непредвиденное или внеплановое прекращение поставок электроэнергии в самый неподходящий момент со стороны России и Беларуси грозит Украине веерными отключениями, ведь возместить дефицит будет просто неоткуда.
Поэтому к возможному кризису нужно готовиться уже сейчас. "Нужно прекратить экспорт электроэнергии и развернуть "Бурштынский энергоостров" (с которого осуществляется экспорт электроэнергии в Европу, — "ДС".) в Украину. Нужно ограничить потребление электроэнергии. Все должны почувствовать проблему, а не только диспетчеры", — считает Виктор Видзиговский.
Впрочем, пока власть убеждает украинцев, что проблем с обеспечением электроэнергии зимой не ожидается.
Вечером 30 ноября в Минэнерго пояснили, что, несмотря на возрастающую потребность в импорте угля, работа нашей тепловой генерации обеспечивается преимущественно украинским сырьем. Так, в октябре на наши ТЭС поступило более 1,1 млн. т угля собственной добычи, а это 85% от общего снабжения. А в ноябре планируется увеличить поставки отечественного угля до 1,4 млн. т. Что касается импорта, то его доля должна увеличиться благодаря диверсификации источников. "У украинских компаний уже есть контракты на поставку угля в ноябре из Польши, Казахстана и Южно-Африканской республики. Государственная компания "Центрэнерго" планирует импортировать из этих стран около 200 тыс. т угля. Также продолжаются переговоры с поставщиками из Соединенных Штатов Америки", — подчеркнул первый замминистра энергетики Юрий Власенко.
Однако если говорить в целом об осенне-зимнем периоде, то мнения экспертов о том, ожидают ли Украину веерные отключения, расходятся — ведь многое зависит от погоды, от поставок угля по импорту и от того, смогут ли украинские шахты нарастить добычу своего угля. По мнению Владимира Омельченко, вероятность аварийных отключений в этом сезоне выше, чем была за последние 10 лет. Но Александр Харченко уверен, что их не будет — генерация просто перейдет на использование газа. Впрочем, здесь надо отметить, что газ будет очень дорогим, а в условиях холодной зимы, возможно, и дефицитным, так что риски все равно остаются.