Долги или политика? Кто не дает Бахматюку вернуть 8 млрд в бюджет

После начала войны и экономического кризиса 2014 г. у предпринимателя Олега Бахматюка начались финансовые проблемы

Бахматюк потерял предприятия на оккупированных территориях, НБУ уничтожило его банки, но аграрный бизнес Бахматюка восстанавливается, а долги предприятий реструктуризируются и выплачиваются. Однако остается задолженность уничтоженных банков, которую Бахматюку не дают выплатить через механизмы реструктуризации. И похоже, дело тут совсем не в экономике.

Аграрный бизнес Бахматюка начал свою историю с покупки в 2003 г. птицефабрики "Авангард", вернее, руин, которые Бахматюк в будущем превратит в крупнейшего производителя яиц в Украине. Уже в 2011 г. он основал агрохолдинг Ukrlandfarming, который стал крупнейшим вертикально-интегрированным агрохолдингом Украины, одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей страны. В том же 2011 г. бизнесмен вошел в состав учредителей ВиЭйБи Банка.

$2,676 млрд, шестое место в рейтинге "100 самых богатых людей Украины" - так в 2014 г. оценивал состояние Бахматюка журнал "Фокус". На тот момент Олегу Бахматюку принадлежали уже два банка - ВиЭйБи Банк и "Финансовая инициатива", которому в 2013-м независимое рейтинговое агентство IBI-Rating определило кредитный рейтинг и рейтинг именных процентных облигаций серии "С" на уровне uaВВВ+ с прогнозом "стабильный".

С началом экономического кризиса начались проблемы. В 2015 г. НБУ, возглавляемый Валерией Гонтаревой, начал массовую ликвидацию банков и продажу их имущества фактически за копейки. Для кого-то это была утрата активов, а кто-то заработал на мародерстве: активы банков принудительно продавались с дисконтом до 99%. Так ФГВФЛ продавал активы 21 банка общей стоимостью 8,3 млрд грн. Ключевые активы в пуле - завод по производству полимерной продукции, земля, жилая, коммерческая и складская недвижимость. Их купили за 62 млн грн, то есть 0,75% от балансовой стоимости. На другом аукционе землю, отель со СПА-комплексом в Трускавце и АПК-активы номинальной стоимостью 6,5 млрд грн продали за 48 млн

Следует заметить, что это по своей сути мародерство продолжается и сейчас: так, в июне этого года финансовая компания "Скай" приобрела пул активов ликвидированного Дельта Банка балансовой стоимостью 4,8 млрд грн с дисконтом 96%. А 22 марта этого же года Фонд гарантирования провел "голландский" аукцион по продаже пула активов Брокбизнесбанка на 23,83 млрд грн. Победителем аукциона стало ООО "Финансовая компания "Депт Финанс", которая выкупила эти активы за 15,68 млн грн (0,066% от балансовой стоимости активов).

Может, это единичный случай? Давайте посмотрим. 1 февраля Фонд гарантирования провел "голландский" аукцион по продаже пула активов банка "Форум" балансовой стоимостью 12,7 млрд грн. Его победителем стало ООО "ФК "Веста ", которое предложило 125 млн грн (то есть дисконт составил 99%). То же ООО "ФК "Веста" в декабре выкупило у Фонда гарантирования пул активов нескольких банков-банкротов на 6,8 млрд грн за 130 млн грн (то есть с дисконтом 98%). НБУ, кстати, тогда называл соответствующий аукцион "успешным". 24 января Фонд гарантирования вкладов провел "голландский" аукцион по продаже активов 21 банка-банкрота, балансовая стоимость которых 8,3 млрд грн. Победителем аукциона стало ООО "ЕйПиЕс Украина", которое предложило 62 млн грн. Это 0,75% от балансовой стоимости пула активов. И это только часть раздерибаненых за копейки активов. Учитывая затраты на юридическое сопровождение, государство, профинансировав выплаты части вкладов физических лиц через Фонд гарантирования, взамен не получило ничего.

Но вернемся к банкам Бахматюка. В 2015 г. НБУ ликвидировал ВиЭйБи Банк и отнес банк "Финансовая инициатива" к категории неплатежеспособных. Кроме того, НБУ подал в суд пять исков о взыскании долгов непосредственно с самого Олега Бахматюка, ведь он выступал поручителем по кредитам, которые банки получали от НБУ в качестве рефинансирования. Активы серьезные - один из крупнейших агрохолдингов Европы. Лакомый кусок для тех, кто наживается на схемах по продаже активов за копейки.

Олег Бахматюк неоднократно предлагал НБУ заключить мировое соглашение. Он обратился в Национальный банк Украины, к правительству и в Фонд гарантирования вкладов физических лиц с предложением завершить процесс реструктуризации задолженности, возникшей не только из-за резкого падения экономики, но и действий самого НБУ. Тогдашний руководитель Нацбанка Гонтарева предложения восприняла в штыки, хотя тот же Фонд гарантирования вкладов всячески приветствовал такое цивилизованное решение. Бахматюк предложил нанять посредника - компанию из "большой четверки" аудиторов, что также отвергла Гонтарева. В ответ бизнесмен предложил аудит ICU - инвестиционной компании самой Гонтаревой. В общем за последние пять лет произошло около 20 раундов переговоров. Но кто-то очень не хотел возврата 8 млрд в бюджет и очень хотел уничтожить агробизнес Бахматюка, который создает около 30 тыс. рабочих мест и производит 1% ВВП страны.

Последнее официальное предложение от Олега Бахматюка и компании "Укрлендфарминг" поступило совсем недавно - 26 октября. Оно заключалось в том, чтобы реструктуризировать всю суму, 8 млрд грн, на семь лет с конкретными фиксированными выплатами в бюджет: первые три года по 1 млрд грн в год, последние четыре года - по 1,25 млрд в год - до полной выплаты всей суммы. А первый транш - 500 млн грн, выплачивается сразу.

И на это предложение ответной реакции не было. В политических кругах и бизнес-среде поговаривают, что в возврате долгов Бахматюком не заинтересованы два человека. Один из них - первый замглавы НБУ Катерина Рожкова, которая засветилась в "пленочном" скандале: в суде рассматривались аудиозаписи, где, продвигая свои интересы, Рожкова вредила финансовой системе Украины на фоне девальвации гривни, о чем Дарницкий райсуд отдельно упомянул в своих материалах. Рожкова и при новой власти уверенно сидит в своем кресле зама, несмотря на суды и отстранения. Поговаривают, ее взял под свою опеку сам Андрей Богдан, руководитель Офиса президента, у которого есть свои мотивы и интересы в уничтожении агрохолдинга Бахматюка вслед за банками. В которые, похоже, не входит возврат в бюджет 8 млрд грн.

Власть в стране поменялась, но не поменялось отношение к проблеме возврата долгов банков. Замкнутый круг: чтобы рассчитаться с бюджетом, нужно разбить платежи на несколько лет и выплачивать их. А такого желания у Нацбанка и власть предержащих, похоже, нет. Зато есть желание уничтожить агрохолдинг и утратить возможность возвращения денег в бюджет.

И хотя проданные за копейки активы и пойдут в кассу НБУ в качестве компенсации за выданное рефинансирование банкам, их сумма может не покрыть даже затрат на юридическое обслуживание.