Долги, цены и тарифы. Что за бардак на газовом рынке устроили Шмыгаль, Витренко и Фирташ

Льготные цены на газ стали причиной нового скандала. Кто-то опять возмущается монопольным положением "Нафтогаза", а кого-то снова загоняют в долги

Государству нужно где-то изыскать объемы дешевого газа, которого уже не хватает сейчас, чтобы обеспечить операторов системы распределения этим самым дешевым газом / tovima.gr

18 января Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) сообщил, что исследует различия в формировании цены на природный газ компанией "Нафтогаз Трейдинг". Известно, что с 1 мая 2021 г. были введены годовые тарифы на газ для населения. Планировать такую деятельность может именно "Нафтогаз", потому что имеет значительный ресурс. В конце апреля группа "Нафтогаз" сообщила, что готова предоставить возможность купить газ поставщикам розничного рынка для населения, чтобы и они смогли составить свои годовые планы. Условия для всех поставщиков должны были быть стандартными — с фиксированной годовой ценой.

Теперь же в АМКУ поступили заявления от участников рынка, которые считают, что договоры "Нафтогаз Трейдинг" содержат дискриминационные условия. По данным комитета, в 2020 г. и первом полугодии 2021 г. доля этой компании на оптовом рынке составляла 35%, что может свидетельствовать о ее монопольном положении. А стабильный доступ компании к энергоресурсу может вообще говорить о рыночной власти. Сейчас АМКУ рассматривает дело о нарушении "Нафтогаз Трейдинг" законодательства в части злоупотребления монопольным положением на оптовом рынке газа.

Витренко не хочет быть крайним

Подробности стали известны утром 19 января. "Нафтогаз" сообщил, что в деле, которым занялся АМКУ, идет речь о договоре с ООО "ЙЕ Энергия", которую связывают с Дмитрием Фирташем. С этой компанией был подписан контракт в марте 2021 г. Его условия дают возможность покупать газ по 7,4 грн/куб. м и перепродавать его не только населению, но и коммерческим компаниям, для которых впоследствии цена могла составлять 40 грн/куб. м и больше.

"Этот газ продавался не только населению, но и пошел "азотам" — "Ривнеазот", "Черкассыазот". Все промышленные предприятия покупают газ по цене 45, 50, 60 грн/куб. м, а эта компания пользуется газом по собственной цене", — комментирует глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко.

Как писало издание "Экономическая правда", компания Фирташа законтрактовала самый большой объем газа на рынке — 6,6 млрд куб. м, а второй по величине объем в 2,2 млрд кубов получила "дочка" "Нафтогаза" — ООО "ГПК Нафтогаз Украины". Именно для них цена составила 7,42 грн/куб. м, тогда как для остальных цены колебались от 7,9 до 8,8 грн/куб. м. Похоже, в этом и усматривается дискриминация.

В сегодняшнем сообщении "Нафтогаза" подчеркивается, что контракт с "ЙЕ Энергия был заключен при бывшем руководителе НАКа Андрее Коболеве. Но нынешний глава правления Юрий Витренко занял свою должность в конце апреля 2021 г. и явно не был далек от актуальной ситуации в энергетике, поскольку работал и.о. главы Минэнерго. Характерно, что по данным "Нафтогаза" контракт с "ЙЕ Энергия" был прекращен только в октябре, то есть он действовал и при Витренко.

"После того как был подписан договор с Коболевым, в компанию пришел Витренко, и он переподписал этот договор, только назвал это балансирующей группой, но принципиально это то же самое. Есть вина и одного, и второго", — говорит Олег Попенко.

По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, в какой-то степени условия контракта с "ЙЕ Энергия" были обоснованы: "Это позволило держать низкий тариф для населения, — говорит эксперт. — Витренко пришел с обвинением, что Коболев договорился с Фирташем. Откровенно говоря, в той ситуации это было оправданное решение, иначе они бы пошли на биржу и никакой цены для потребителя 7,99 грн не было бы, и рост тарифов на газ пошел бы раньше. Это скорее борьба Витренко против Коболева. Не столько против Фирташа, сколько против Коболева".

Олег Попенко отмечает, что АМКУ опоздал со своим расследованием, и не верит в его эффективность. Также не приходится говорить о том, что нынешнему менеджменту "Нафтогаза" как-то угрожает это расследование.

"Очевидно, это какие-то элементы давления на Витренко, которые не закончатся ничем. Ни одна из сторон не заинтересована добиться результата. Это похоже на наезд на НАК "Нафтогаз", на определенное давление на Витренко, чтобы он был более сговорчив и не был слишком самостоятельным во главе этой компании", — считает Попенко.

Складывается странная ситуация. Центральный орган исполнительной власти (АМКУ) расследует возможные злоупотребления со стороны "Нафтогаза", подконтрольного Кабинету Министров. Возможно, таким образом власть хочет перестраховаться, если "ЙЕ Энергия" соберется оспорить расторжение контракта. "По сути, это дело против государства — государство определило тарифы, регуляцию, все остальное, — говорит директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. — Возможно, хотят показать, что предыдущее руководство имело какой-то сговор с "ЙЕ Энергией". Они хотят каким-то образом продемонстрировать, что этот контракт нарушил антимонопольное законодательство, и хотят, чтобы Антимонопольный комитет это подтвердил, то есть легализовал этот разрыв взаимоотношений".

"Кривая модель газового рынка"

Еще одним серьезным конфликтом на газовом рынке, в который оказались втянуты государственные структуры и частные компании, стали долги операторов газораспределительной сети (ГРС) и "Нафтогаза" перед Оператором ГТС Украины (ОГТСУ).

Согласно письму ОГТСУ в Министерство энергетики, которое оказалось в распоряжении "Экономической правды", "Нафтогаз" задолжал Оператору 3,7 млрд грн за ноябрь и декабрь, в январе может задолжать еще 6,9 млрд грн, а долг операторов ГРС в 2020-2021 гг. составляет 12,3 млрд грн. В свою очередь ОГТСУ должен выплачивать "Нафтогазу" 33 млрд грн за анбандлинг и около 1,5 млрд грн составляет ежемесячная уплата 50% доходов от транзита. С учетом всего этого ОГТСУ может утратить финансовую ликвидность, а также сертификацию. Последнее грозит выходом из Энергетического содружества.

Подчеркнем, что речь идет о поставках газа для производственно-технологических расходов, который необходим для распределения и транспортировки. Стоимость этого ресурса составляет 33-50% в тарифе. Этот газ должен поставлять "Нафтогаз" по льготному тарифу, который утвердила НКРЭКУ в конце 2021 г., — 7,42 грн/куб. м.

По данным ОГТСУ, "Нафтогаз" такие договоры на поставку не заключает, а операторы ГРС не могут обойтись без этого газа, поскольку это может привести к отключению от услуги бытовых потребителей. Газораспределительным компаниям приходится или закупать этот технический газ по рыночной цене, или заниматься несанкционированным отбором его непосредственно из сети — фактически безоплатно. Последнее даже более вероятно при подскочивших в нынешнем сезоне ценах.

Олег Попенко считает, что такое поведение "Нафтогаза" объясняется финансовыми проблемами компании, а также дефицитом самого ресурса. Того газа, который сейчас есть в хранилищах, может не хватить на отопительный сезон, а закупать его придется по высоким ценам.

"У "Нафтогаза" нет денег заплатить Оператору, у него очень сложная финансовая ситуация, — говорит эксперт. — Ему сейчас надо найти деньги, чтобы докупить хотя бы 2 млрд кубов газа, который нужен на отопительный сезон. Поэтому "Нафтогаз" ищет возможность, как это сделать. Ситуация крайне тяжелая. Денег нет, а есть огромная сумма долгов. "Нафтогаз" должен Оператору, у него этих денег нет, в бюджете они не заложены. Что в этой ситуации они будут делать, я не понимаю".

Эксперты отмечают, что история не нова и спровоцирована подорожанием газа, при котором трудно сбалансировать цену в тарифе и цену на рынке.

"Прошлой зимой этот газ в тарифе стоил 5,8 грн за куб, а на бирже газ уже стоил 9 грн, — объясняет Дмитрий Марунич. — Распределительные компании, чтобы не останавливать свою деятельность, были вынуждены покупать этот газ на бирже, платить за него реальные 9 грн. Отсюда груды этих долгов, и они имеют тенденцию к росту. Как это остановить? Нужно либо повысить тариф на распределение, что приведет к резкому повышению счетов домохозяйств — очень непопулярное решение, или дать газ по льготной цене".

В октябре-ноябре прошлого года уже шла речь о том, что операторы ГРС хотят, чтобы им повысили тариф на распределение в среднем по стране с 1,44 грн до 4,14 грн за кубометр, то есть почти в три раза. По данным НКРЭКУ, эти компании инициировали повышение тарифа на 61-443% на 2022 г. Однако на текущий год для большинства операторов тарифы были увеличены лишь в рамках инфляционных показателей, а для некоторых остались прежними или даже снизились.

Получается, что одним из выходов из долговой проблемы действительно может быть повышение тарифа на распределение. Еще один вариант — компенсировать разницу в тарифе с помощью госбюджета, как это было сделано для теплокомунэнерго (ТКЭ), но это все равно нагрузка на казну и очередное решение проблемы за счет налогоплательщиков.

Если же говорить о рисках утраты сертификации Оператором ГТС Украины, то они преувеличены: "Есть время и наработанные механизмы предотвратить это, — считает советник главы правления "Нафтогаза Украины" Александр Ковалко. — Эта ситуация должна быть зафиксирована и указаны пути решения. Фактически все эти задолженности являются следствием ценовых колебаний и, соответственно, регулировки тарифа. Если возникает такая разница, то в соответствии с законодательством она должна быть компенсирована. Собственно говоря, это и есть решением проблемы. Если это зафиксировано, это не является риском для утраты сертификации".

Долговая проблема достаточно поучительна. Получается, что газовый рынок может нормально работать при дешевом доступном газе, а не когда его цена стремится к максимумам. "Ситуация близка к ступору. Это последствия кривой, неправильной модели газового рынка, которая была реализована, — говорит Дмитрий Марунич. — Ее недостатки были очевидны давно, еще когда цена на газ в Европе была низкая. Что делать, непонятно. Государству нужно где-то изыскать объемы дешевого газа, которого уже не хватает сейчас, чтобы обеспечить операторов системы распределения этим самым дешевым газом".