"Производите в Украине". Дмитрий Кисилевский об эффекте от локализации и сотрудничестве с иностранными машиностроителями
Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития о потенциальной эффективности локализации при публичных закупках, сотрудничестве с иностранными производителями, создании рабочих мест и обеспечении конкуренции на украинском рынке продукции машиностроения
"ДС" Верховная Рада 16 декабря внесла изменения в Закон Украины "О публичных закупках" относительно требований к локализации производства более ста названий товаров машиностроения. Проект принят в компромиссном варианте, ведь по настоянию международных партнеров из-под локализации практически выведены производители из ЕС и США. Кроме того, уменьшен требуемый процент локализации. Еще полтора года назад, когда парламент поддержал этот законопроект в первом чтении, эксперты CMD-Ukraine оценивали эффективность предлагаемых изменений на отрезке 5 лет в дополнительные 3,9% ВВП, 10,7% роста перерабатывающего комплекса, 8,2% увеличения поступлений в бюджет. Как на эти параметры повлияет принятие законопроекта в редакции ко второму чтению?
Д.К. Мне, как и другим соавторам законопроекта, пришлось пройти путь от эйфории после голосования в первом чтении до болезненного компромисса перед вторым чтением. Потенциальный экономический эффект по сравнению с первым чтением будет даже больше, потому что добавили продукцию аэроспейса. По расчетам плюс от этого перекрывает минус от исключения стран GPA.
В категориях товаров, на которые распространяется требование локализации, доля поставок из стран GPA в пределах 20%. Соответственно для 80% публичных закупок продукции машиностроения (по категориям, имеющимся в законопроекте), в частности из Китая, Беларуси и Турции, не подписавших GPA, - локализация заработает.
"ДС" Если украинский город закупает коммунальную технику у иностранного контрагента, у которого нет степени локализации производства в Украине, это значит, что уже в 2022 году такие закупки станут невозможными? Дается ли переходный период?
Д.К. Закон заработает через шесть месяцев после опубликования. В этот срок Кабмину предстоит разработать необходимые подзаконные акты. Мы будем очень тщательно следить за этим, чтобы локализацию не саботировали. Мы очень хорошо помним, как ЭКА должно было быть создано в 2017 году. А из-за саботажа предыдущих правительств оно заработало только в 2021-м, и то не все вопросы еще решены.
После того как механизм заработает, нельзя будет поставлять государственным заказчикам (всем, кто подпадает под действие закона о публичных закупках) импортную технику без локализации. Все знают, что этот закон есть и уже сейчас готовятся. Доля локализации в 10% в первый год – это совсем немного.
Это посыл для иностранных компаний, желающих продавать государству или муниципалитетам свою технику: мы вас ждем, но ждем с производством в Украине. Если в настоящее время производства в Украине нет — пожалуйста, покупайте украинские комплектующие для своей техники.
"ДС" Давайте обратимся к конкретным примерам. Принятие законопроекта о локализации означает, что со следующего года мы, по крайней мере на время, не увидим закупок белорусских МАЗов?
Д.К. Мы сможем увидеть закупку МАЗов при условии, что они [производитель. — "ДС"] приобретут украинские комплектующие. Или по примеру сотрудничества с "Южмашем" организуют сборку в Украине. Чтобы набрать 10% в первый год, этого будет достаточно. А потом должны будут наращивать долю украинской составляющей.
Возможно, мы не увидели лазейки, хотя и пытались предвидеть их. В таком случае мы доработаем законодательство.
Приоритетом украинского государства должно быть создание рабочих мест в Украине для украинских граждан, а не создание рабочих мест в других странах за счет украинцев.
"ДС" По вашим прогнозам, какая часть наших иностранных контрагентов (производителей) согласится локализовать в Украине производство на 10%, а потом на 40%, а какая - нет?
Д.К. Мы это увидим в первые два-три года. Сначала кто-нибудь, возможно, откажется от локализации и от поставок в Украину. Но когда поймут, что это принципиальная позиция нашего государства, будут локализовываться. Так, как это делают машиностроители по всему миру.
Те, кто действительно хочет присутствовать на украинском рынке, смогут легко выполнить установленные критерии локализации. А тот, кто придет первым, еще выигрывает у других иностранных компаний.
"ДС" Будет ли обеспечена конкуренция между украинскими производителями тех видов продукции, которые подпадают под локализацию, если уменьшится предложение из-за рубежа? Увеличатся ли цены, как боятся скептики?
Д.К. По всем категориям товаров, которые есть в законопроекте, в Украине есть производители. И по каждому виду продукции есть конкуренция нескольких производителей (за исключением разве что "Турбоатома", но таких предприятий в мире только 5 или 7). Есть около 100 заводов, которые уже сейчас производят такую продукцию. Еще столько же предприятий, которые могут локализовать иностранную продукцию, — взять тот же "Антонов" или "Южмаш", — или любые оборонные машиностроительные предприятия. И около 4 тыс. производителей компонентов и составляющих. Закон о локализации обеспечит конкуренцию украинских производителей между собой. И даст им на внутреннем рынке небольшие преимущества перед иностранными производителями.
"ДС" Скептики также беспокоятся по поводу коррупционных рисков, ведь степень локализации, рассчитанная производителем по специальной формуле, будет проверять уполномоченный государственный орган. Какие есть предохранители против коррупции?
Д.К. Можно сказать, что самая большая коррупция, которая существует, — это создание рабочих мест в других странах за средства украинцев. Она происходит каждый раз, когда государственные или коммунальные предприятия покупают импортную технику без единой составляющей украинского производства.
Что касается определения степени локализации, то мы ничего не придумываем. Есть методики, которые уже долгое время использует Минэкономики для определения степени локализации в сельхозмашиностроении в рамках реализации соответствующей программы. Это рабочий механизм. С 2017 года ни одной жалобы на его применение я не слышал. И этот механизм разрабатывали те же люди, которые сейчас говорят о гипотетических коррупционных рисках.
Есть и другие механизмы. Например, для экспорта в ЕС, чтобы воспользоваться преимуществами Соглашения об ассоциации, нужно подтверждать страну происхождения – сертификат EUR 1. Это требование ЕС. И это то же самое, о чем мы говорим — определение доли местной составляющей. И тоже там нет никаких нареканий.
Так что мой вывод такой. Можно в чем угодно видеть коррупцию. Но в данном случае это скорее сродни поиску причин не делать того, что нужно было сделать еще 30 лет назад — предоставить украинским производителям приоритет в публичных закупках. Так же, как это делают другие страны.
"ДС" Какой международный опыт локализации в публичных закупках вы могли бы привести в качестве примера для Украины?
Д.К. В ЕС проникновение импорта в публичные закупки около 8%. В США – около 5%. И это не случайность. Это результат политики и экономического прагматизма. Мы должны поступать так же, как делают они. А не слушать советы, которые они нам дают.
Можно приводить много примеров, потому что почти все страны пытаются с помощью локализации защищать собственную промышленность. В США, например, повышают с 55% до 60% долю компонентов местного производства в продукции, закупаемой на средства федерального бюджета. К 2029 году эта цифра увеличится до 75%. Комментируя это решение, президент США Джозеф Байден заявил, что имеющийся лимит локализации в 55% "недостаточно высок" и необходимы более строгие требования. К тому же администрация Байдена намерена установить доплаты, которые разрешается производить федеральным ведомствам при закупке американской продукции, если она стоит дороже импортной. Это хороший пример для наших высокопоставленных чиновников, как нужно защищать национального производителя.